По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 19.05.2015 N 2-575/2014 <О признании недействующими пунктов 2.2, 2.3, 2.8, 3.2, 4.10, 6.2.1, 6.2.7, 8.2 Порядка деятельности общественных кладбищ на территории города Новосибирска, утв. решением городского Совета Новосибирска от 24.05.2006 N 253, в части слов "МБУ "Ритуальные услуги">



ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОННЫЙ СУД Г. НОВОСИБИРСКА

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 мая 2015 г. по делу № 2-575/2014

Центральный районный суд г. Новосибирска в составе:
судьи Малахова С.Л.,
с участием прокурора Громова Е.Г.,
при секретаре К.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.П. о признании противоречащим Федеральному законодательству Решения городского Совета депутатов г. Новосибирска от 24.05.2006 года № 253 "О порядке деятельности общественных кладбищ на территории г. Новосибирска",

установил:

К.П. обратился в суд с заявлением, в котором после изменения заявленных требования просит признать противоречащим Федеральному законодательству Решения городского Совета депутатов г. Новосибирска от 24.05.2006 года № 253 "О порядке деятельности общественных кладбищ на территории г. Новосибирска", а именно, просит признать пункты 2.2, 2.3, 5.2.1, 2.8, 2.11, 2.13, 3.2, 3.11.3, 3.11.4, 3.11.6, 4.1, 4.2, 4.3, 4.7, 4.10, 5.1, 6.2.1, 6.2.3, 6.2.4, 6.2.7, 8.1, 8.2, Порядка деятельности общественных кладбищ на территории города Новосибирска, утвержденного Решением городского Совета Новосибирска от 24.05.2006 № 253, являющегося приложением к Решению городского Совета депутатов г. Новосибирска от 24.05.2006 года № 253 "О порядке деятельности общественных кладбищ на территории г. Новосибирска", противоречащим Федеральному закону от 12.01.1996 года № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", нарушающим Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", нарушающим часть 3 статьи 15 ФЗ № 135 "О защите конкуренции", в связи с тем, что в нарушение вышеуказанного действующего законодательства мэрия г. Новосибирска наделила функциями местного самоуправления отдельный хозяйствующий субъект МБУ "Ритуальные услуги", а именно, наделила правом отведения земельного участка для захоронения и ведения журнала регистрации захоронений, а передача функций органов местного самоуправления отдельно хозяйствующему субъекту по выдаче разрешений на выделение участка земли под захоронение ведет к созданию преимущественных условий деятельности МБУ "Ритуальные услуги" как хозяйствующего субъекта, а также нарушает права К.П. как потребителя.
В судебном заседании К.П. заявленные требования, с учетом изменений, поддержал в полном объеме, дал соответствующие пояснения.
Представитель заинтересованного лица Совет депутатов г. Новосибирска С.Ю., действующая на основании доверенности, полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве, дала соответствующие пояснения.
Представитель заинтересованного лица мэрии г. Новосибирска Б.Е.О., действующая на основании доверенности, полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве, дала соответствующие пояснения.
Представитель заинтересованного лица МБУ "Ритуальные услуги" Б.Е.С., действующая на основании доверенности, полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве, дала соответствующие пояснения.
Прокурор в заключении полагал заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав собранные по делу доказательства в полном объеме, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований, при этом исходя из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения регулируются Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с данным Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
Органами местного самоуправления устанавливаются требования к качеству предоставляемых услуг по погребению, по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ, а также с органами государственной власти субъектов РФ определяется стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению.
Решение о создании мест погребения принимается органом местного самоуправления, на территории которого они создаются. Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 99 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ земли военных и гражданских захоронений относятся к землям историко-культурного назначения, а полномочия по предоставлению земельных участков в силу статьи 29 Земельного кодекса РФ осуществляются органами местного самоуправления в пределах их компетенции.
Таким образом, предоставление земельного участка непосредственно под захоронение (погребение) тела умершего также относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Постановлением мэрии г. Новосибирска от 26.06.2006 года № 717 "О порядке деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела в г. Новосибирске" утвержден Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела в г. Новосибирске. Специализированные службы по вопросам похоронного дела в городе Новосибирске, на которые в соответствии с Федеральным законом "О погребении и похоронном деле" возлагаются обязанности по оказанию ритуальных, обрядовых, юридических и иных видов услуг, связанных с погребением умерших, создаются и осуществляют деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Новосибирской области, муниципальными правовыми актами и настоящим Порядком (пункт 1.1. Порядка). Порядок возмещения специализированным службам стоимости услуг по погребению умерших, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О погребении и похоронном деле" (пункт 1.5 Порядка.
Как следует из материалов дела, Решением городского Совета Новосибирска № 253 от 24.05.2006 утвержден Порядок деятельности общественных кладбищ на территории г. Новосибирска (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2.2 Порядка (в ред. решений Совета депутатов г. Новосибирска от 28.04.2010 № 13, от 21.12.2011 № 516) заказы на предоставление участков земли для погребения умерших оформляются в муниципальной специализированной службе по вопросам похоронного дела - муниципальном бюджетном учреждении города Новосибирска "Специализированная служба по вопросам похоронного дела "Ритуальные услуги".
В соответствии с нормами Порядка к функциям МБУ "Ритуальные услуги" отнесены: предоставление участка земли для погребения умершего (п. 2.3), регистрация захоронения в книге регистрации захоронений, книге регистрации семейных захоронений, их хранение в архиве МБУ "Ритуальные услуги" (п. 2.8), выдача удостоверений о захоронении (п. 2.11), предоставление ниши в колумбарии (п. 2.13), выбор секторов, предназначенных для размещения семейных захоронений (п. 3.2), оформление и выдача паспорта семейного захоронения (п. 3.11.3), перерегистрация семейных захоронений (п. 3.11.4), контроль за надлежащим содержанием семейных захоронений и принимает меры к устранению выявленных нарушений (п. 3.11.6), контроль за установкой (заменой) надмогильных сооружений (памятников, оград, цветников, цоколей и других сооружений) (п. 4.1 - 4.3), регистрация установки надмогильных сооружений в книге регистрации установки надмогильных сооружений (п. 4.7), согласование установки надмогильных сооружений на территориях, расположенных в непосредственной близости от участков земли, предназначенных для погребения умерших (погибших), имеющих особые заслуги перед государством и городом Новосибирском (п. 4.10), составления совместно с представителем администрации соответствующего района акта осмотра состояния захоронения и надмогильного сооружения (п. 6.2.1), регистрация захоронений и надмогильных сооружений в книге регистрации старых захоронений и надмогильных сооружений (п. 6.2.3), предупреждение лиц о необходимости привести захоронение в надлежащее состояние (п. 6.2.4), обращение в суд для признания надмогильных сооружений бесхозяйными (п. 6.2.7), оформление заказов на предоставление участков земли для погребения умерших (п. 2.2), оформление пропуска катафальному транспортному средству на проезд на территорию кладбища, который выдается лицу, ответственному за захоронение (п. 8.2).
В соответствии с п. 5.1 Порядка ответственность за организацию похоронного обслуживания на территории кладбища, благоустройство мест захоронения и санитарное состояние территории кладбища возлагается на администрацию кладбища, которая обязана обеспечить: своевременную подготовку могил, подготовку регистрационных знаков; соблюдение установленных норм предоставления участков земли для погребения, санитарных норм и правил подготовки могил; работу поливочного водопровода, общественных туалетов, освещения, систематическую уборку дорог общего пользования, проходов и других участков хозяйственного назначения (кроме захоронений); оказание услуг по уходу за захоронением, установке (замене) надмогильных сооружений и уходу за ними, принятие надмогильных сооружений на сохранность; сохранность механизмов, инвентаря и принятых на сохранность надмогильных сооружений; вывоз мусора, благоустройство кладбища; постоянное содержание в надлежащем порядке братских могил и захоронений, находящихся под охраной государства, воинских участков; соблюдение требований пожарной безопасности; проведение мероприятий по озеленению кладбища и уходу за зелеными насаждениями общего пользования; своевременный ремонт сооружений кладбищ; содержание в исправном состоянии здания, инженерного оборудования, машин и механизмов. Указанные положения приняты Советом депутатов г. Новосибирска и действуют в настоящее время.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формировать и размещать муниципальный заказ (пункт 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ). Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
Пунктом 13 части первой статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусмотрено, что в муниципальной собственности поселений может находиться, в частности, имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронений.
В частях 2 и 4 статьи 51 названного Федерального закона оговорено, что органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (статья 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
Из положений статей 2, 8 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" следует, что за муниципальным унитарным предприятием муниципальное имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В части 1 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" оговорено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
Согласно статьям 18, 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших; финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии со статьями 9, 10, 11 указанного Федерального закона.
В силу положений части 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" муниципальное предприятие может быть создано в случае необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач.
Таким образом, муниципальная услуга является деятельностью органа местного самоуправления по реализации функций этого органа в пределах его полномочий. Основанием предоставления муниципальной услуги является нормативный правовой акт, закрепляющий соответствующие функции и полномочия органа местного самоуправления по предоставлению муниципальной услуги. Предоставлять муниципальные услуги могут только органы местного самоуправления.
Перечень органов, предоставляющих муниципальные услуги, является закрытым. Предоставление муниципальной услуги организациями, не указанными в пунктах 1, 2 статьи 2 Закона о государственных и муниципальных услугах, является нарушением части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части наделения хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления, и положения статей 2, 8 Федерального закона.
Из вышеизложенного следует, что МУП "Ритуальное хозяйство" вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом либо на праве хозяйственного ведения, либо на праве оперативного управления, не допуская совмещения функций хозяйствующего субъекта и органа государственной власти, так как это противоречит Федеральному закону от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Как указано выше, согласно пунктам 1 и 4 статьи 18 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, данные органы также определяют порядок деятельности общественных кладбищ. В соответствии с пунктом 2 статьи 25 названного Закона организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. При этом погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения в соответствии с подпунктом 23 части 1 статьи 16 Закона о местном самоуправлении отнесены к вопросам местного значения городского округа. При этом из положений части 3 статьи 17 и части 1 статьи 2 данного Закона следует, что решение вопросов местного значения осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Возможность передачи общественных кладбищ в ведение хозяйствующего субъекта и наделения хозяйствующего субъекта полномочиями органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения указанными законами не предусмотрена.
Прямой запрет на совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов содержится в части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Часть 1 названной статьи запрещает органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Нормами Федерального закона "О погребении и похоронном деле" не определен порядок подготовки могилы под захоронение на общественных кладбищах, следовательно, любой гражданин или организация вправе собственными силами производить копку могил. Данные услуги не относятся к муниципальным нуждам.
Исходя из пунктов 1, 4 статьи 18, пункта 2 статьи 25 Закона о погребении, подпункта 23 части 1 статьи 16 Закона о местном самоуправлении, перечисленные функции и полномочия МБУ "Ритуальные услуги" относятся к функциям и полномочиям органа местного самоуправления.
МБУ г. Новосибирска "Ритуальные услуги" создано 26.01.2005 распоряжением мэрии г. Новосибирска № 345-р. 16.02.2005. Указанная организация переименована в МБУ г. Новосибирска "Специализированная служба по вопросам похоронного дела "Ритуальные услуги" (распоряжение мэрии г. Новосибирска № 891-р от 16.02.2005).
Предметом и видами деятельности учреждения определены: организация работы и содержание мест захоронения; осуществление на договорной основе комплекса услуг по организации похорон, захоронению, перезахоронению и уходу за могилами; материально-техническое обеспечение ритуально-похоронной деятельности учреждения и развитие его объектов (п. 1 распоряжения мэрии г. Новосибирска № 345-р от 26.01.2005).
В соответствии с пунктом 1.5 Устава учреждение является некоммерческой организацией. Предметом и видами деятельности Учреждения в соответствии с пунктом 2.2 Устава являются: организация работ по содержанию и благоустройству кладбищ города Новосибирска и мест захоронения, уходу за могилами (уборка участка вокруг холма могилы, восстановление опавшей могилы, снятие и установка ограды, креста, снятие цветника, демонтаж памятника), и связанные с ними услуги; предоставление места для захоронения, в том числе сервисного семейного захоронения, предоставления склепа; услуги по передаче колумбарной ячейки в бессрочное пользование; проведение работ по копке могилы; осуществление на договорной основе комплекса услуг по организации похорон умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, кроме того, услуг по перезахоронению (эксгумации); услуги по предоставлению траурного зала; захоронение биологических останков умерших; захоронение праха животных; организация и предоставление торговых мест, рабочих мест и зон, торгово-выставочных площадок на общественных кладбищах города Новосибирска; предоставление бесплатных услуг информационно-справочной службы по вопросам похоронного дела; материально-техническое обеспечение ритуально-похоронной деятельности Учреждения и развитие его объектов. Учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность: организация работ по содержанию и благоустройству кладбищ города Новосибирска и мест захоронения, уходу за могилами (уборка участка вокруг холма могилы, восстановление опавшей могилы, снятие и установка ограды, креста, снятие цветника, демонтаж памятника), и связанные с ними услуги (пункт 2.6 Устава): предоставление места для захоронения, в том числе сервисного семейного захоронения, предоставление склепа; услуги по передаче колумбарной ячейки в бессрочное пользование; проведение работ по копке могилы; осуществление на договорной основе комплекса услуг по организации похорон умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, кроме того, услуг по перезахоронению (эксгумации); услуги по предоставлению траурного зала; захоронение биологических останков умерших; захоронение праха животных и.т.д.
Директором МБУ "Ритуальные услуги" утвержден прейскурант на услуги учреждения с 02.01.2014.
Таким образом, из распоряжения мэрии г. Новосибирска № 345-р от 26.01.2005, Устава МБУ г. Новосибирска "Специализированная службы по вопросам похоронного дела "Ритуальные услуги", из факта наличия прейскуранта на услуги учреждения, следует, что МБУ г. Новосибирска "Специализированная служба по вопросам похоронного дела "Ритуальные услуги" осуществляет деятельность, приносящую ей доход.
В соответствии со статьей 4 ФЗ № 135-ФЗ "О защите конкуренции", под хозяйствующим субъектом понимается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
Поскольку МБУ "Ритуальные услуги" осуществляет деятельность, приносящую ей доход, оно является хозяйствующим субъектом в понятии, установленном статьей 4 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции", и работает на рынке организации похорон и оказания, связанных с ними услуг.
Как следует из распоряжения мэрии г. Новосибирска № 345-р от 26.01.2005, МБУ "Ритуальные услуги" с момента своего создания имело право на договорной основе оказывать услуги по организации похорон, захоронению, перезахоронению и уходу за могилами, следовательно, являлось хозяйствующим субъектом.
Таким образом, наделение Городским Советом г. Новосибирска хозяйствующего субъекта МБУ г. Новосибирска "Специализированная служба по вопросам похоронного дела "Ритуальные услуги" функциями органа местного самоуправления в соответствии с Порядком деятельности общественных кладбищ на территории г. Новосибирска, утвержденным Решением городского Совета Новосибирска № 253 от 24.05.2006 (в ред. от 25.06.2014) (п.п. 2.2, 2.3, 2.8, 3.2, 4.10, 6.2.1, 6.2.7, 8.2) приводит к совмещению функций хозяйствующего субъекта и органа местного самоуправления и нарушает часть 3 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции".
Следовательно, наделение МБУ "Ритуальные услуги" вышеизложенными функциями органа местного самоуправления предоставляет ему конкурентные преимущества перед другими субъектами, также работающими на рынке организации похорон, включая услуг по копке могил, может повлечь препятствование деятельности конкурентам на данном рынке путем отказов в проведении работ на кладбищах (например, копка могил, установка надмогильных сооружений и др.), возникновению у них убытков.
Результатом таких действий может стать уход таких хозяйствующих субъектов с рынке организации похорон, включая услуг по копке могил на кладбищах, находящихся в ведении МБУ "Ритуальные услуги" и сокращение хозяйствующих субъектов на данном рынке, что является в соответствии с пунктом 17 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции" признаком ограничения конкуренции.
Как указано выше, поскольку нормами Федерального закона "О погребении и похоронном деле" не определен порядок подготовки могилы под захоронение на общественных кладбищах, любой гражданин или организация вправе собственными силами производить копку могил.
Кроме того, вышеуказанное ведет и к нарушению прав гражданина, в частности заявителя, поскольку предписывает пользоваться только к услугами МБУ "Ритуальные услуги", что по существу ограничивает ему возможность, как в самостоятельном порядке производить работы по копке могилы, захоронению, проведению благоустройства места захоронения, так и произвести по своему усмотрению выбор хозяйствующего субъекта, на данном рынке, для получения соответствующих услуг.
Часть 3 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" устанавливает запрет на совмещение функций органа власти и функций хозяйствующих субъектов и наделение хозяйствующих субъектов функциями органа власти. МБУ "Ритуальные услуги" создано мэрией г. Новосибирска.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9.2 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом. МБУ "Ритуальные услуги" осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом, утвержденным Департаментом промышленности, инноваций и предпринимательства, и наделено правами хозяйствующего субъекта.
Доводы Совета депутатов г. Новосибирска, мэрии г. Новосибирска о законности наделения МБУ "Ритуальные услуги" функциями органа местного самоуправления судом не принимаются, поскольку часть 3 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" запрещает наделение любых хозяйствующих субъектов функциями органа местного самоуправления.
Довод Совета депутатов о том, что властные полномочия органа местного самоуправления заканчиваются при принятии решения об отведении земельных участков под захоронение (общественных кладбищ), следовательно, МБУ "Ритуальные услуги" не наделено властными полномочиями органа местного самоуправления, поскольку данное учреждение не принимает решения об определении мест общественных кладбищ, судом не принимается, поскольку согласно пункту 2 статьи 7 Закона о погребении специализированная служба определяет возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения в тех случаях, если ставится под сомнение гарантия исполнения волеизъявления умершего.
Следовательно, в силу положений пункта 2 статьи 7 Закона о погребении специализированная служба не во всех случаях осуществляет предоставление участка земли по погребение.
Кроме того, не принимаются доводы Совета депутатов о том, что запрещено передавать хозяйствующему субъекту только властные функции органов местного самоуправления, для реализации которых необходимо принятие каких-либо административных актов, поскольку часть 3 статьи 15 ФЗ № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещает совмещение любых функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов любыми функциями и правами указанных органов.
Содержание мест захоронения является функциями органа местного самоуправления, а потому данные функции не подлежат передачи хозяйствующему субъекту. При этом органы местного самоуправления имеют право создавать муниципальные бюджетные учреждения или казенные учреждения, которые не будут осуществлять деятельность, приносящую им доход, то есть не будут являться хозяйствующими субъектами, которые на безвозмездной основе будут осуществлять, в том числе, выделение земельных участков для захоронений, инвентаризацию захоронений и обновление книг захоронений, регистрацию захоронений умерших в регистрационной книге, контроль за соблюдением порядка захоронений. Выполнение же работ по содержанию муниципальных кладбищ должно осуществляться на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", так как содержание кладбищ в надлежащем санитарном состоянии входит в компетенцию органов местного самоуправления и является муниципальной нуждой.
Принимая во внимание, что законодательным органом города Новосибирска в противоречие вышеизложенным федеральным законам были возложены на хозяйствующий субъект "МБУ "Ритуальные услуги" властные функции органа местного самоуправления, оспариваемые заявителем положения 2.2, 2.3, 2.8, 3.2, 4.10, 6.2.1, 6.2.7, 8.2 Порядка деятельности общественных кладбищ на территории города Новосибирска, подлежат признанию недействующими со дня принятия в части слов "МБУ "Ритуальные услуги".
Между тем, оспариваемые заявителем пункты 2.5.1, 2.11, 2.13, 3.11.3, 3.11.4, 3.11.6, 4.1, 4.2, 4.3, 4.7, 6.2.3, 6.2.4, 5.1, 8.1 Порядка деятельности общественных кладбищ на территории города Новосибирска, утвержденного Решением городского Совета Новосибирска от 24.05.2006 № 253, являющегося приложением к Решению городского Совета депутатов г. Новосибирска от 24.05.2006 года № 253 "О порядке деятельности общественных кладбищ на территории г. Новосибирска" не содержат в себе прямого указания на осуществление заложенной в них деятельности хозяйствующего субъекта МБУ "Ритуальные услуги", вследствие чего, не являются противоречащими Федеральному закону от 12.01.1996 года № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
При таких обстоятельствах, поскольку судом установлено нарушение прав заявителя в части наделения хозяйствующего субъекта МБУ "Ритуальные услуги" функциями органа местного самоуправления, суд находит заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статей 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Заявленные требования К.П. - удовлетворить частично.
Признать недействующими со дня принятия Решения городского Совета депутатов г. Новосибирска от 24.05.2006 года № 253 "О порядке деятельности общественных кладбищ на территории г. Новосибирска" пункты 2.2, 2.3, 2.8, 3.2, 4.10, 6.2.1, 6.2.7, 8.2, Порядка деятельности общественных кладбищ на территории города Новосибирска, утвержденного Решением городского Совета Новосибирска от 24.05.2006 № 253, являющегося приложением к Решению городского Совета депутатов г. Новосибирска от 24.05.2006 года № 253 "О порядке деятельности общественных кладбищ на территории г. Новосибирска", в части слов "МБУ "Ритуальные услуги".
В остальной части заявления - отказать.
Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.
Мотивированное решение изготовлено 29 мая 2015 года.

Судья
С.Л.МАЛАХОВ


------------------------------------------------------------------