Приказ Минсоцразвития Новосибирской области от 14.05.2015 N 412 "О проведении конкурсного отбора"
МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 14 мая 2015 г. № 412
О ПРОВЕДЕНИИ КОНКУРСНОГО ОТБОРА
Список изменяющих документов
(в ред. приказа Минсоцразвития Новосибирской области
от 22.06.2015 № 550)
В соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 31.07.2013 № 322-п "Об утверждении государственной программы Новосибирской области "Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семьи с детьми в Новосибирской области на 2014 - 2019 годы" и приказом министерства социального развития Новосибирской области от 31.12.2014 № 1517 "О порядке проведения конкурсного отбора в рамках реализации государственной программы Новосибирской области "Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014 - 2019 годы" приказываю:
1. Объявить конкурсный отбор на предоставление субсидии за счет средств областного бюджета Новосибирской области юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в рамках реализации государственной программы Новосибирской области "Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми Новосибирской области на 2014 - 2019 годы" и приказа министерства социального развития Новосибирской области от 07.05.2015 № 364 "Об утверждении Плана реализации мероприятий государственной программы Новосибирской области" на выполнение мероприятия 1.3.1.5 Психологическое сопровождение семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на условиях государственного заказа, субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям), в размере 276 800,00 (двести семьдесят шесть тысяч восемьсот) рубля.
2. Установить дату начала приема заявок - 25.05.2015.
3. Управлению опеки и попечительства (Кузьмина Н.Л.) не позднее чем за 10 календарных дней до начала приема заявок разместить объявление о проведении конкурсного отбора на официальном сайте министерства социального развития Новосибирской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Утвердить прилагаемые:
требования к выполнению мероприятия;
форму Соглашения о предоставлении субсидии.
5. Управлению опеки и попечительства (Кузьмина Н.Л.) организовать и провести конкурсный отбор в соответствии с действующим законодательством.
6. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра Потапову О.Р.
Министр
С.И.ПЫХТИН
Утверждены
приказом
министерства социального развития
Новосибирской области
от 14 мая 2015 г. № 412
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЯ
Целевая группа - семьи с усыновленными детьми (возраст детей от 1,5 до 5 лет).
Цель:
- гармонизация детско-родительских отношений в семьях усыновителей и некровных опекунов, профилактика семейного неблагополучия.
Задачи:
- создать среду, благоприятную для эффективного взаимодействия членов усыновительских и опекунских семей внутри их семейной системы;
- расширить границы восприятия приемным родителем поведения и эмоциональных реакций ребенка;
- повысить эффективность коммуникации между детьми и родителями в усыновительских и опекунских семьях.
Занятия проводятся в форме семинара с элементами тренинга для родителей (1 раз в неделю, каждый продолжительностью не менее 3 астрономических часов) и совместных детско-родительских занятий (1 раз в неделю, каждый продолжительностью не менее 1 астрономического часа).
Занятия одной группы длятся 8 недель.
Количество слушателей в одной группе - от 8 до 10 взрослых и от 8 до 10 детей.
Группу формирует получатель субсидии.
Количество групп - 4.
Общий объем занятий - 30 часов.
Период выполнения мероприятия: в течение 2015.
Перед началом обучения каждая семья проходит индивидуальное собеседование с целью выявления психологических проблем в семье, которые подлежат решению в рамках проекта (1 час), по окончании обучения каждая семья получает индивидуальную консультацию психолога (1 час).
Занятия должны проводиться в форме семинара с элементами тренинга по следующему тематическому плану:
№ п/п
Тема, план занятия
Продолжительность занятий
1.
Вводное занятие. Знакомство. Материнство. Детско-родительские отношения, к которым я стремлюсь
3 часа
2.
Совместное детско-родительское занятие
1 час
3.
Мой ребенок. Понятие "контакта с ребенком"
3 часа
4.
Совместное детско-родительское занятие
1 час
5.
Формирование морально-ценностной сферы. Поощрение и наказание в воспитании ребенка
3 часа
6.
Совместное детско-родительское занятие
1 час
7.
Что значит быть матерью и женой. Взаимовлияние семейных отношений и материнства
3 часа
8.
Совместное детско-родительское занятие
1 час
9.
Психологическое "принятие". В чем выражается и проявляется принятие и непринятие ребенка
3 часа
10.
Совместное детско-родительское занятие
1 час
11.
Сказкотерапия как метод родительского влияния и коррекции нежелательного поведения
3 часа
12.
Совместное детско-родительское занятие
1 час
13.
Приемный ребенок и социум. Как реагировать родителям и ребенку на возможные негативные стимулы общества
3 часа
14.
Совместное детско-родительское занятие
1 час
15.
Заключительное занятие. Совместное детско-родительское занятие
2 часа
Итого:
30 часов
Получатель субсидии должен обеспечить:
- организацию и проведение обучающих семинаров с элементами тренинга для слушателей программы;
- представление на согласование в министерство не позднее чем за 7 (семь) календарных дней до начала проведения мероприятия тематический план с указанием вида и тем совместных детско-родительских занятий;
- проведение обучающих лекций, семинаров, тренингов в помещении(ях), отвечающем (их) требованиям противопожарной и санитарной безопасности;
- привлечение для проведения семинаров с элементами тренинга не менее 2 психологов, имеющих высшее профессиональное образование, специализирующихся на вопросах работы с замещающими семьями.
Целевая группа - родители из семей с усыновленными и опекаемыми детьми и семьи потенциальных усыновителей и опекунов.
Цель:
- гармонизация детско-родительских отношений в семьях усыновителей и некровных опекунов, профилактика семейного неблагополучия.
Задачи:
- создать среду, благоприятную для эффективного взаимодействия членов усыновительских и опекунских семей внутри их семейной системы;
- расширить границы восприятия приемным родителем поведения и эмоциональных реакций ребенка;
- повысить эффективность коммуникации между детьми и родителями в усыновительских и опекунских семьях.
Занятия проводятся в форме однодневного семинара с элементами тренинга по следующему тематическому плану.
Семинар "Книга жизни".
Опыт работы с детьми показывает, что в процессе общения с детьми при создании "Книги жизни" дети раскрываются, и это играет очень большую роль для них самих.
Количество слушателей - 60 - 80 человек в год.
Группу формирует получатель субсидии.
Количество групп - 4.
Продолжительность занятия - 6 часов.
Тема: "Создание книги истории жизни ребенка. Использование блок-схем".
- Зачем необходима "Книга жизни"?
- Использование блок-схем для составления таблиц "Основные моменты жизни человека".
- Способы сбора информации для книги истории жизни.
- Приемы создания книги истории жизни ребенка.
"Книга жизни" - это описание жизни ребенка в словах, картинках, фотографиях и приложенных документах, сделанных самим ребенком с помощью взрослого. Когда дети забывают свое прошлое, наблюдаются трудности в их эмоциональном и социальном развитии. Если взрослые не хотят обсуждать с детьми их прошлое, детям кажется, что было в нем что-то плохое в этом прошлом.
Семинар проводится двумя преподавателями - ведущим теоретической части и дизайнером, который проводит практический мастер-класс. В группу принимается от 15 до 20 участников. Занятие проводится по следующему плану.
Часть 1 (2 часа).
Первый этап. Семинарский.
Презентация семьи. Работа в мини-группах по 5 - 6 человек.
Рассказывают о своей семье по схеме:
1. Кто изображен на фото. Персонажи.
2. Какие эмоции этот человек вызывает.
3. Какой период жизни запечатлен.
4. Что вы чувствуете, глядя на это фото.
После обсуждения ответы на вопросы:
- Что вы испытывали, когда рассказывали о своей семье?
- Приятно было рассказывать?
- Как выбирали фотографии?
- Все ли принесенные фотографии готовы были показать?
"Книга жизни" - это рассказ о жизни ребенка, переданный словами, картинками, фотографиями и документами.
Второй этап. Лекционный (1 час).
- Для чего нужна "Книга жизни" (инструмент).
- Структура "Книги жизни".
- Источники получения информации.
- Способы изготовления "Книги жизни".
Часть 2. Практическая работа (3 часа).
Изготовление участниками заготовки или готовых страниц для "Книги жизни" приемного ребенка.
Примечание:
1. Книга должна иметь максимально полную информацию о рождении ребенка, проблемы со здоровьем или отклонения в развитии, обнаруженные при рождении, также должны быть отмечены (в позитивном ключе).
2. В "Книге жизни" обязательно должны присутствовать информация и фотографии, если они имеются, кровных родителей. Информация о родителях и сиблингах (братьях/сестрах) должна быть собрана настолько быстро и полно, насколько это возможно.
3. Каждая книга должна включать объяснение, почему и как ребенок остался вне кровной семьи и попал в приемную семью. Факты могут быть представлены ребенку таким образом, чтобы теперь помочь ребенку осознать и принять свое прошлое, благодаря чему возможно повышение самооценки и чувства собственной значимости. Информация должна представляться ребенку словами, доступными для его понимания.
4. Подробности первых дней (месяцев, лет) жизни. Фотографии с изображением самого ребенка, его друзей и людей, заботившихся о нем, информация медицинского характера, данные о перемещениях по учреждениям.
Тренинг "Сказочная и игровая терапия".
Количество слушателей в одной группе: 15 - 20 человек (60 - 80 человек в год).
Группу формирует получатель субсидии.
Количество групп - 4.
Продолжительность занятия - 8 часов.
Сказочная и игровая терапия - эффективные методы работы с детьми, коррекции, развития и реабилитации, обладающие уникальной спецификой. Работа в формате сказкотерапии придает процессу консультирования новые оттенки и полутона.
Занятие проводится по следующему плану:
Этапы
Содержание
Предварительный этап. 1 час
Формирование запросов участников. Представление структуры тренинга
Первый этап. 1 час
Возрастная психология развития детей
Второй этап. 2 часа
Арт-терапия
Лекционная часть
- от года до трех. Доизобразительный период, или этап каракулей;
- от двух до четырех. Структурно-функциональное изображение;
- от четырех до шести. Пространственно-сюжетное изображение;
- от шести до девяти. Эстетически значимое изображение
Практическая арт-терапия
Участники рисуют свои семьи в виде нечеловеческих (цветы, животные, фигуры, ассоциации). Обсуждение. Анализ. Выводы
Третий этап - 2 часа
Сказкотерапия
Лекционная часть
Виды сказок. Народные. Авторские. Архетипы.
Цель - передача жизненного опыта (поколений и личного)
Практическая часть
Домашняя сказкотерапия
1. Сформулировать проблему.
2. Сформировать позитивный идеальный конец.
3. Продумать, за счет каких душевных сил, чувств пройдет рост персонажа.
4. Придумать главных героев (похожих на ребенка, но не копий).
5. Составить сюжет.
6. Финал с личностным ростом
Третий этап. 2 часа
Игровая терапия
Лекционная часть
1. Игрушки из реальной жизни (модели существующих объектов).
2. Игрушки, помогающие отреагировать агрессию (оружие, страшилки, спортивный инвентарь и т.д.).
3. Игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций (песок, вода, глина, пластилин, конструкторы, краски и др.)
Практическая часть
Обучение навыкам проигрывания на игрушках жизненных ситуаций. Работа в мини-группах
Тренинг "Системные семейные расстановки".
Количество слушателей в одной группе: 15 - 20 человек.
Группу формирует получатель субсидии.
Количество групп - 4.
Продолжительность занятия - 4 часа.
Расстановка проводится одним психологом-расстановщиком. В группу принимается от 15 до 20 участников.
У процесса расстановки есть несколько этапов.
Предварительный этап. В группе выбираются Заявители и Заместители. Одна расстановка длится около часа.
Первый этап. Заявление об актуальной проблеме из истории семьи Заявителем. Уточнение запроса психологом-расстановщиком.
Второй этап. Заявитель выбирает Заместителей для тех членов семьи или элементов (например, симптомов болезни, обстоятельств, явлений), которые, по мнению и ощущениям ведущего, важны для продвижения к решению.
Третий этап. Заявитель расставляет Заместителей в поле расстановки. После этого клиент садится на место и наблюдает за тем, что покажет расстановка и как проявляется важная для решения информация.
Четвертый этап. На этом этапе Заявитель и расстановщик наблюдают за проявляющимися семейными динамиками.
Пятый этап. Наблюдение за развивающимися динамиками расстановки происходит до тех пор, пока расстановщику и Заявителю не становится ясно, что привело его к ситуации, которую он хочет изменить. Что является той болезненной точкой, которая не была прожита в свое время и поэтому не получила шанса остаться в прошлом.
Завершающий этап. С помощью расстановщика Заявитель находит возможное на данный момент решение - как признать то, что было, и начать действовать и воспринимать ситуацию по-другому.
Получатель субсидии должен обеспечить:
- организацию и проведение обучающего семинара и тренинга для слушателей программы;
- представление на согласование в министерство не позднее чем за 7 (семь) календарных дней до начала проведения мероприятия подробного плана с указанием продолжительности, видов и темы мероприятий;
- привлечение для проведения семинаров с элементами тренинга не менее 3 психологов, имеющих высшее профессиональное образование, специализирующихся на вопросах работы с замещающими семьями.
Утверждена
приказом
министерства социального развития
Новосибирской области
от 14 мая 2015 г. № 412
Список изменяющих документов
(в ред. приказа Минсоцразвития Новосибирской области
от 22.06.2015 № 550)
Форма Соглашения о предоставлении субсидии № ____
г. Новосибирск "____" ______________ 2015 г.
Министерство социального развития Новосибирской области (далее -
министерство), в лице министра Пыхтина Сергея Иосифовича, действующего на
основании Положения, и ___________________________________________________,
(полное наименование получателя)
(далее - Получатель субсидии) в лице _____________________________________,
(наименование должности и фамилии,
имя, отчества руководителя - для
юридических лиц)
действующего на основании _____________, с другой стороны, вместе именуемые
Стороны, заключили настоящее Соглашение о нижеследующем.
1. Предмет Соглашения
1.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Получателю субсидии на реализацию мероприятия 1.3.1.5 Психологическое сопровождение семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на условиях государственного заказа, субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям), Плана реализации мероприятий государственной программы Новосибирской области "Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014 - 2019 годы", утвержденного приказом министерства социального развития Новосибирской области от 07.05.2015 № 364 "Об утверждении Плана реализации мероприятий государственной программы Новосибирской области" (далее - мероприятие, субсидия) согласно смете (приложение № 1).
1.2. Субсидия предоставляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Новосибирской области от 31.07.2013 № 322-п "Об утверждении государственной программы Новосибирской области "Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014 - 2019 годы".
2. Права и обязанности Сторон
2.1. Министерство обязуется:
2.1.1. Перечислить субсидию на расчетный счет Получателя субсидии в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты заключения настоящего Соглашения.
2.2. Министерство вправе:
2.2.1. Сократить размер субсидии и (или) потребовать частичного или полного возврата предоставленной субсидии в случаях, установленных нормативными правовыми актами Правительства Новосибирской области.
2.2.2. Осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполнения мероприятия, соблюдением сроков его оказания, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность.
2.2.3. Осуществлять контроль за целевым использованием субсидии.
2.2.4. Досрочно в одностороннем порядке расторгнуть настоящее Соглашение в случае:
- объявления Получателя субсидии несостоятельным (банкротом) в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
- нарушения (ненадлежащего исполнения) Получателем субсидии законодательства Российской Федерации и условий предоставления субсидии, установленных нормативными правовыми актами Правительства Новосибирской области.
2.3. Получатель субсидии обязуется:
2.3.1. Обеспечить выполнение мероприятия в течение 2015 года.
2.3.2. Обеспечить качественное выполнение мероприятия в порядке, установленном настоящим Соглашением, и в соответствии со сметой расходов на выполнение мероприятия (приложение № 1), требованиями к выполнению мероприятия (приложение № 2) и календарным планом выполнения мероприятия на средства субсидии (приложение № 3), являющимися неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
2.3.3. Использовать субсидию в целях, определенных настоящим Соглашением.
2.3.4. В случае нецелевого использования субсидии в течение 30 (тридцати) рабочих дней с момента получения уведомления перечислить всю сумму денежных средств, полученных в виде субсидии, в областной бюджет Новосибирской области.
2.3.5. В течение 5 (пяти) рабочих дней с момента окончания выполнения мероприятия представить в министерство:
1) отчет о результатах реализации мероприятия (приложение № 4);
2) финансовый отчет об использовании субсидии (приложение № 5).
2.4. Получатель субсидии имеет право:
2.4.1. На получение субсидии за счет средств областного бюджета Новосибирской области при выполнении условий ее предоставления, установленных нормативными правовыми актами Правительства Новосибирской области.
2.4.2. В рамках исполнения мероприятия привлекать на договорной основе юридических и физических лиц, обладающих необходимой квалификацией.
2.5. Получатель субсидии путем подписания настоящего Соглашения дает согласие на осуществление Министерством и органом государственного финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления Субсидии.
3. Размер субсидии
3.1. Размер субсидии составляет 276 800,00 руб. (двести семьдесят шесть тысяч восемьсот рублей 00 копеек), без НДС.
Размер субсидии включает в себя все расходы, связанные с оказанием услуг, являющихся предметом Соглашения, в полном объеме, в том числе расходы по страхованию, уплате налогов, сборов и других обязательных платежей, иные расходы Получателя субсидии, связанные с исполнением Соглашения.
3.2. Предоставление субсидии производится путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Получателя субсидии в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня заключения настоящего Соглашения.
3.3. Источник финансирования: средства областного бюджета Новосибирской области в рамках реализации Плана реализации мероприятий государственной программы Новосибирской области "Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014 - 2019 годы", утвержденного приказом министерства социального развития Новосибирской области от 07.05.2015 № 364 "Об утверждении Плана реализации мероприятий государственной программы Новосибирской области" (мероприятие 1.3.1.5 Психологическое сопровождение семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на условиях государственного заказа, субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям).
КБК 156 1006 04.0.0222 810 242.
3.4. Сведения о валюте, используемой для формирования цены Соглашения и расчетов с Получателем субсидии: рубль Российской Федерации.
3.5. Основанием для приостановления предоставления субсидии или изменения объемов субсидии является несоблюдение обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением.
4. Ответственность Сторон
4.1. Стороны несут ответственность за нарушение принятых на себя обязательств в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
4.2. В случае просрочки исполнения министерством обязательства, предусмотренного настоящим Соглашением, Получатель субсидии вправе потребовать уплату неустойки. Неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного настоящим Соглашением, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного настоящим Соглашением срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Министерство освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой Стороны.
4.3. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения Получателем субсидии обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением, к нему применяются штрафные санкции (неустойка). Неустойка начисляется в размере 0,01% от цены настоящего Соглашения за каждый день неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств, начиная со дня, следующего за днем неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств. Получатель субсидии освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой Стороны.
4.4. В случае нецелевого использования субсидии, указанной в пункте 1.1 настоящего Соглашения, Получатель несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации за нецелевое использование средств.
5. Действия непреодолимой силы
5.1. Ни одна из Сторон не несет ответственности перед другой Стороной за неисполнение обязательств, обусловленное обстоятельствами, возникшими помимо воли и желания Сторон и которые нельзя предвидеть или избежать (обстоятельства непреодолимой силы).
5.2. Стороны должны немедленно известить письменно друг друга о начале и окончании действия обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих выполнению обязательств по настоящему Соглашению.
5.3. Сторона, ссылающаяся на обстоятельства непреодолимой силы, обязана предоставить для их подтверждения документ компетентного государственного органа.
5.4. Если обстоятельства непреодолимой силы действуют на протяжении трех последовательных месяцев, настоящее Соглашение может быть расторгнуто по решению суда.
6. Срок действия Соглашения и прочие условия
6.1. Соглашение вступает в силу со дня подписания его Сторонами и действует до момента выполнения Сторонами своих обязательств по настоящему Соглашению.
6.2. Расторжение Соглашения допускается по соглашению Сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации.
6.3. В части, не урегулированной настоящим Соглашением, отношения Сторон регулируются действующим законодательством Российской Федерации.
6.4. Ни одна из Сторон не имеет права без письменного согласия другой Стороны передать свои права и обязанности по настоящему Соглашению третьим лицам.
6.5. При изменении адреса Стороны обязуются извещать друг друга о таких изменениях в пятидневный срок. В противном случае сообщения, претензии, переданные по последнему известному адресу, считаются переданными надлежащим образом.
6.6. Настоящее Соглашение составлено в двух экземплярах, по одному для каждой из Сторон, имеющих одинаковую юридическую силу.
7. Реквизиты Сторон
Получатель субсидии Министерство социального развития
Новосибирской области
Юридический и почтовый адрес:
630007, г. Новосибирск,
ул. Серебренниковская, 6
Факс: (383) 223 46 81
Банковские реквизиты:
ИНН 5406640917 КПП 540601001
УФК по Новосибирской области
(министерство социального развития
Новосибирской области л/с 04512058170),
Сибирское ГУ Банка России г. Новосибирск,
расч. сч. 40101810900000010001
БИК: 045004001
Министр
_____________________________ С.И. Пыхтин
М.П.
Приложение № 1
к форме Соглашения
о предоставлении субсидии
от "__" ________ 2015 г. № __
Смета расходов на выполнение мероприятия по Соглашению
о предоставлении субсидии от ____________ № ____
Мероприятие __________________________________________________________
Размер предоставляемой субсидии ____________ (______________) рублей.
Средства субсидии:
Наименование расходов с расшифровкой
Ед.
измерения
Количество
Стоимость за ед., рублей
Сумма, рублей
Итого:
Итого: ___________ (_________________________________________) рублей.
Получатель субсидии Министерство социального развития
Новосибирской области
Министр
__________________________________ _____________________ С.И. Пыхтин
М.П. М.П.
Приложение № 2
к форме Соглашения
о предоставлении субсидии
от "__" ________ 2015 г. № __
Требования к выполнению мероприятия
Целевая группа - семьи с усыновленными детьми (возраст детей от 1,5 до 5 лет).
Цель:
- гармонизация детско-родительских отношений в семьях усыновителей и некровных опекунов, профилактика семейного неблагополучия.
Задачи:
- создать среду, благоприятную для эффективного взаимодействия членов усыновительских и опекунских семей внутри их семейной системы;
- расширить границы восприятия приемным родителем поведения и эмоциональных реакций ребенка;
- повысить эффективность коммуникации между детьми и родителями в усыновительских и опекунских семьях.
Занятия проводятся в форме семинара с элементами тренинга для родителей (1 раз в неделю, каждый продолжительностью не менее 3 астрономических часов) и совместных детско-родительских занятий (1 раз в неделю, каждый продолжительностью не менее 1 астрономического часа).
Занятия одной группы длятся 8 недель.
Количество слушателей в одной группе - от 8 до 10 взрослых и от 8 до 10 детей.
Группу формирует получатель субсидии.
Количество групп - 4.
Общий объем занятий - 30 часов.
Период выполнения мероприятия: в течение 2015 года.
Перед началом обучения каждая семья проходит индивидуальное собеседование с целью выявления психологических проблем в семье, которые подлежат решению в рамках проекта (1 час), по окончании обучения каждая семья получает индивидуальную консультацию психолога (1 час).
Занятия должны проводиться в форме семинара с элементами тренинга по следующему тематическому плану:
№ п/п
Тема, план занятия
Продолжительность занятий
1.
Вводное занятие. Знакомство. Материнство. Детско-родительские отношения, к которым я стремлюсь
3 часа
2.
Совместное детско-родительское занятие
1 час
3.
Мой ребенок. Понятие "контакта с ребенком"
3 часа
4.
Совместное детско-родительское занятие
1 час
5.
Формирование морально-ценностной сферы. Поощрение и наказание в воспитании ребенка
3 часа
6.
Совместное детско-родительское занятие
1 час
7.
Что значит быть матерью и женой. Взаимовлияние семейных отношений и материнства
3 часа
8.
Совместное детско-родительское занятие
1 час
9.
Психологическое "принятие". В чем выражается и проявляется принятие и непринятие ребенка
3 часа
10.
Совместное детско-родительское занятие
1 час
11.
Сказкотерапия как метод родительского влияния и коррекции нежелательного поведения
3 часа
12.
Совместное детско-родительское занятие
1 час
13.
Приемный ребенок и социум. Как реагировать родителям и ребенку на возможные негативные стимулы общества
3 часа
14.
Совместное детско-родительское занятие
1 час
15.
Заключительное занятие. Совместное детско-родительское занятие
2 часа
Итого:
30 часов
Получатель субсидии должен обеспечить:
- организацию и проведение обучающих семинаров с элементами тренинга для слушателей программы;
- представление на согласование в министерство не позднее чем за 7 (семь) календарных дней до начала проведения мероприятия тематического плана с указанием вида и тем совместных детско-родительских занятий;
- проведение обучающих лекций, семинаров, тренингов в помещении(ях), отвечающем (их) требованиям противопожарной и санитарной безопасности;
- привлечение для проведения семинаров с элементами тренинга не менее 2 психологов, имеющих высшее профессиональное образование, специализирующихся на вопросах работы с замещающими семьями.
Целевая группа - родители из семей с усыновленными и опекаемыми детьми и семьи потенциальных усыновителей и опекунов.
Цель:
- гармонизация детско-родительских отношений в семьях усыновителей и некровных опекунов, профилактика семейного неблагополучия.
Задачи:
- создать среду, благоприятную для эффективного взаимодействия членов усыновительских и опекунских семей внутри их семейной системы;
- расширить границы восприятия приемным родителем поведения и эмоциональных реакций ребенка;
- повысить эффективность коммуникации между детьми и родителями в усыновительских и опекунских семьях.
Занятия проводятся в форме однодневного семинара с элементами тренинга по следующему тематическому плану.
Семинар "Книга жизни".
Опыт работы с детьми показывает, что в процессе общения с детьми при создании "Книги жизни" дети раскрываются, и это играет очень большую роль для них самих.
Количество слушателей - 60 - 80 человек в год.
Группу формирует получатель субсидии.
Количество групп - 4.
Продолжительность занятия - 6 часов.
Тема: "Создание книги истории жизни ребенка. Использование блок-схем".
- Зачем необходима "Книга жизни"?
- Использование блок-схем для составления таблиц "Основные моменты жизни человека".
- Способы сбора информации для книги истории жизни.
- Приемы создания книги истории жизни ребенка.
"Книга жизни" - это описание жизни ребенка в словах, картинках, фотографиях и приложенных документах, сделанных самим ребенком с помощью взрослого. Когда дети забывают свое прошлое, наблюдаются трудности в их эмоциональном и социальном развитии. Если взрослые не хотят обсуждать с детьми их прошлое, детям кажется, что было в нем что-то плохое в этом прошлом.
Семинар проводится двумя преподавателями - ведущим теоретической части и дизайнером, который проводит практический мастер-класс. В группу принимается от 15 до 20 участников. Занятие проводится по следующему плану.
Часть 1 (2 часа).
Первый этап. Семинарский.
Презентация семьи. Работа в мини-группах по 5 - 6 человек.
Рассказывают о своей семье по схеме:
1. Кто изображен на фото. Персонажи.
2. Какие эмоции этот человек вызывает.
3. Какой период жизни запечатлен.
4. Что вы чувствуете, глядя на это фото.
После обсуждения ответы на вопросы:
- Что вы испытывали, когда рассказывали о своей семье?
- Приятно было рассказывать?
- Как выбирали фотографии?
- Все ли принесенные фотографии готовы были показать?
"Книга жизни" - это рассказ о жизни ребенка, переданный словами, картинками, фотографиями и документами.
Второй этап. Лекционный (1 час).
- Для чего нужна "Книга жизни" (инструмент).
- Структура "Книги жизни".
- Источники получения информации.
- Способы изготовления "Книги жизни".
Часть 2. Практическая работа (3 часа).
Изготовление участниками заготовки или готовых страниц для "Книги жизни" приемного ребенка.
Примечание:
5. Книга должна иметь максимально полную информацию о рождении ребенка, проблемы со здоровьем или отклонения в развитии, обнаруженные при рождении, также должны быть отмечены (в позитивном ключе).
6. В "Книге жизни" обязательно должны присутствовать информация и фотографии, если они имеются, кровных родителей. Информация о родителях и сиблингах (братьях/сестрах) должна быть собрана настолько быстро и полно, насколько это возможно.
7. Каждая книга должна включать объяснение, почему и как ребенок остался вне кровной семьи и попал в приемную семью. Факты могут быть представлены ребенку таким образом, чтобы теперь помочь ребенку осознать и принять свое прошлое, благодаря чему возможно повышение самооценки и чувства собственной значимости. Информация должна представляться ребенку словами, доступными для его понимания.
8. Подробности первых дней (месяцев, лет) жизни. Фотографии с изображением самого ребенка, его друзей и людей, заботившихся о нем, информация медицинского характера, данные о перемещениях по учреждениям.
Тренинг "Сказочная и игровая терапия".
Количество слушателей в одной группе: 15 - 20 человек (60 - 80 человек в год).
Группу формирует получатель субсидии.
Количество групп - 4.
Продолжительность занятия - 8 часов.
Сказочная и игровая терапия - эффективные методы работы с детьми, коррекции, развития и реабилитации, обладающие уникальной спецификой. Работа в формате сказкотерапии придает процессу консультирования новые оттенки и полутона.
Занятие проводится по следующему плану:
Этапы
Содержание
Предварительный этап. 1 час
Формирование запросов участников. Представление структуры тренинга
Первый этап. 1 час
Возрастная психология развития детей
Второй этап. 2 часа
Арт-терапия
Лекционная часть
- от года до трех. Доизобразительный период, или этап каракулей;
- от двух до четырех. Структурно-функциональное изображение;
- от четырех до шести. Пространственно-сюжетное изображение;
- от шести до девяти. Эстетически значимое изображение
Практическая арт-терапия
Участники рисуют свои семьи в виде нечеловеческих (цветы, животные, фигуры, ассоциации). Обсуждение. Анализ. Выводы
Третий этап - 2 часа
Сказкотерапия
Лекционная часть
Виды сказок. Народные. Авторские. Архетипы.
Цель - передача жизненного опыта (поколений и личного)
Практическая часть
Домашняя сказкотерапия
1. Сформулировать проблему.
2. Сформировать позитивный идеальный конец.
3. Продумать, за счет каких душевных сил, чувств пройдет рост персонажа.
4. Придумать главных героев (похожих на ребенка, но не копий).
5. Составить сюжет.
6. Финал с личностным ростом
Третий этап. 2 часа
Игровая терапия
Лекционная часть
1. Игрушки из реальной жизни (модели существующих объектов).
2. Игрушки, помогающие отреагировать агрессию (оружие, страшилки, спортивный инвентарь и т.д.).
3. Игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций (песок, вода, глина, пластилин, конструкторы, краски и др.)
Практическая часть
Обучение навыкам проигрывания на игрушках жизненных ситуаций. Работа в мини-группах
Тренинг "Системные семейные расстановки".
Количество слушателей в одной группе: 15 - 20 человек.
Группу формирует получатель субсидии.
Количество групп - 4.
Продолжительность занятия - 4 часа.
Расстановка проводится одним психологом-расстановщиком. В группу принимается от 15 до 20 участников.
У процесса расстановки есть несколько этапов.
Предварительный этап. В группе выбираются Заявители и Заместители. Одна расстановка длится около часа.
Первый этап. Заявление об актуальной проблеме из истории семьи Заявителем. Уточнение запроса психологом-расстановщиком.
Второй этап. Заявитель выбирает Заместителей для тех членов семьи или элементов (например, симптомов болезни, обстоятельств, явлений), которые, по мнению и ощущениям ведущего, важны для продвижения к решению.
Третий этап. Заявитель расставляет Заместителей в поле расстановки. После этого клиент садится на место и наблюдает за тем, что покажет расстановка и как проявляется важная для решения информация.
Четвертый этап. На этом этапе Заявитель и расстановщик наблюдают за проявляющимися семейными динамиками.
Пятый этап. Наблюдение за развивающимися динамиками расстановки происходит до тех пор, пока расстановщику и Заявителю не становится ясно, что привело его к ситуации, которую он хочет изменить. Что является той болезненной точкой, которая не была прожита в свое время и поэтому не получила шанса остаться в прошлом.
Завершающий этап. С помощью расстановщика Заявитель находит возможное на данный момент решение - как признать то, что было, и начать действовать и воспринимать ситуацию по-другому.
Получатель субсидии должен обеспечить:
- организацию и проведение обучающего семинара и тренинга для слушателей программы;
- представление на согласование в министерство не позднее чем за 7 (семь) календарных дней до начала проведения мероприятия подробного плана с указанием продолжительности, видов и темы мероприятий;
- привлечение для проведения семинаров с элементами тренинга не менее 3 психологов, имеющих высшее профессиональное образование, специализирующихся на вопросах работы с замещающими семьями.
Получатель субсидии Министерство социального развития
Новосибирской области
Министр
__________________________________ _____________________ С.И. Пыхтин
М.П. М.П.
Приложение № 3
к форме Соглашения
о предоставлении субсидии
от "__" ________ 2015 г. № __
Календарный план
выполнения мероприятия на средства субсидии по Соглашению
о предоставлении субсидии от _______________ № ______
№ п/п
Наименование услуг
Краткое содержание услуг, с указанием количественных показателей
Сроки
Получатель субсидии Министерство социального развития
Новосибирской области
Министр
__________________________________ _____________________ С.И. Пыхтин
М.П. М.П.
Приложение № 4
к форме Соглашения
о предоставлении субсидии
от "__" ________ 2015 г. № __
Отчет о результатах реализации мероприятия
Отчет о результатах реализации мероприятия 1.3.1.5 Психологическое
сопровождение семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей (на условиях государственного заказа,
субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям), Плана
реализации мероприятий государственной программы Новосибирской области
"Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального
положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014 - 2019 годы",
утвержденного приказом министерства социального развития Новосибирской
области от 07.05.2015 № 364 "Об утверждении Плана реализации мероприятий
государственной программы Новосибирской области"
по Соглашению о предоставлении субсидий от "____" __________ 2015 г. № ____
г. Новосибирск "____" __________ 2015 г. № ____
Отчет должен содержать следующие основные характеристики и материалы:
1. Информация об оказанных услугах (в случае их невыполнения
необходимо указать причины). Достигнутые результаты. Соответствие
достигнутых результатов календарному плану выполнения мероприятий.
2. Реестр получателей услуг
№ п/п
Ф.И.О. родителя, ребенка
Перечень и объемы оказанных услуг
Контактный телефон
1.
2.
3.
3. Перечень проведенных мероприятий с указанием срока, места и
участников их проведения.
4. Перечень заключенных (расторгнутых) для реализации мероприятий
договоров (в том числе трудовых), соглашений с указанием сторон. Копии
указанных документов прилагаются к отчету.
Получатель субсидии ___________
(подпись)
М.П.
Приложение № 5
к форме Соглашения
о предоставлении субсидии
от "__" ________ 2015 г. № __
Финансовый отчет
об использовании субсидии
г. Новосибирск "____" ______________ 2015 г.
Соглашение о предоставлении субсидии от "____" _____________ 2015 г. № ____
Мероприятие 1.3.1.5 Психологическое сопровождение семей, принявших на
воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на
условиях государственного заказа, субсидии юридическим лицам и
индивидуальным предпринимателям), Плана реализации мероприятий
государственной программы Новосибирской области "Развитие системы
социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с
детьми в Новосибирской области на 2014 - 2019 годы", утвержденного приказом
министерства социального развития Новосибирской области от 07.05.2015 № 364
"Об утверждении Плана реализации мероприятий государственной программы
Новосибирской области".
Получатель субсидии ___________________________
Размер субсидии ________________________________________ рублей
№ п/п
Наименование статьи расходов
Запланировано, руб.
Израсходовано, руб.
Остаток, руб.
Получатель субсидии ___________
(подпись)
М.П.
------------------------------------------------------------------