Приказ Минсоцразвития Новосибирской области от 21.01.2015 N 11 "Об утверждении плана мероприятий по реализации задач, поставленных Губернатором Новосибирской области на собрании общественности 23.12.2014 "О приоритетах социально-экономического развития Новосибирской области" на 2015 - 2019 годы"
МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 21 января 2015 г. № 11
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ,
ПОСТАВЛЕННЫХ ГУБЕРНАТОРОМ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА
СОБРАНИИ ОБЩЕСТВЕННОСТИ 23.12.2014 "О ПРИОРИТЕТАХ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НОВОСИБИРСКОЙ
ОБЛАСТИ" НА 2015 - 2019 ГОДЫ
Приказываю:
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий по реализации задач, поставленных Губернатором Новосибирской области на собрании общественности 23.12.2014 "О приоритетах социально-экономического развития Новосибирской области" на 2015 - 2019 годы.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр
С.И.ПЫХТИН
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ, ПОСТАВЛЕННЫХ ГУБЕРНАТОРОМ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА СОБРАНИИ ОБЩЕСТВЕННОСТИ 23.12.2014
"О ПРИОРИТЕТАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2015 - 2019 ГОДЫ
Основной целью реализации региональной "дорожной карты" является обеспечение доступности, существенное повышение эффективности и качества предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания и социальной поддержки населения, опеки и попечительства Новосибирской области.
В Новосибирской области сформирована двухуровневая модель управления системой социальной защиты, социальной поддержки населения, опеки и попечительства несовершеннолетних и защиты их прав.
Государственный уровень, на котором полномочия осуществляют министерство социального развития Новосибирской области (далее - министерство), подведомственные ему 35 государственных учреждений Новосибирской области и территориальные органы министерства - отделы пособий и социальных выплат (44 отдела).
Муниципальный уровень, к которому относятся отделы организации социального обслуживания населения администраций муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, города Новосибирска (44 отдела), отделы опеки и попечительства администраций муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, города Новосибирска (44 отдела), 50 муниципальных учреждений социального обслуживания населения (комплексные центры социального обслуживания населения, центры социальной помощи семье и детям, приюты, дома милосердия и др.), 24 учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома, школы-интернаты).
Третий год подряд в Новосибирской области сохраняется тенденция естественного прироста населения за счет сокращения смертности и увеличения рождаемости.
По данным Росстата, за январь - октябрь 2014 г. число рождений составило 32133 (за аналогичный период прошедшего года - 32223), число умерших - 30451 (за аналогичный период прошедшего года - 30831). Коэффициент естественного прироста населения достиг (за аналогичный период прошлого года - ).
С целью закрепления позитивных изменений действует целый ряд мер, направленных на повышение качества жизни семей с детьми, предусмотренных в Программе мер по демографическому развитию Новосибирской области на 2008 - 2025 годы, Плане мероприятий по реализации Стратегии действий в интересах детей Новосибирской области на 2012 - 2017 годы и государственной программе.
Определяющим вектором в деятельности органов социальной защиты населения Новосибирской области стал Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 № 442-ФЗ. В 2014 году в оперативном порядке проведена работа по подготовке всех необходимых нормативных правовых актов Новосибирской области, требующих дополнительного правового регулирования с учетом положений Федерального закона.
Главный акцент в реализации данного Закона будет сделан на повышение адресности и качества в оказании социального обслуживания, а также на достижение необходимого уровня вариативных форм и видов социальной поддержки для нуждающихся граждан.
Целью политики Правительства Новосибирской области в сфере социальной защиты населения было и остается своевременное и в полном объеме исполнение государственных социальных обязательств по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и социального обслуживания населения. Общее количество граждан, получающих меры социальной поддержки и социальные выплаты через территориальные органы министерства социального развития Новосибирской области - отделы пособий и социальных выплат, составляет более 860 тыс. человек.
В течение последних лет в сфере социальной защиты населения происходят значительные преобразования: изменились подходы к оказанию социальных услуг; внедрены инновационные технологии социального обслуживания, в связи с чем сформирована и актуализирована правовая база; введены новые меры социальной поддержки, усилена адресность их предоставления; новое развитие получило межсекторное взаимодействие; значительно усилена обратная связь с населением.
Данные модификации способствуют ежегодному снижению численности граждан, находящихся на учете в органах социальной защиты населения области. Так, за период с января 2010 года по январь 2015 года численность малообеспеченных граждан снизилась на 106 299 человек и по состоянию на 01.01.2015 на учете находится 295,7 тыс. человек, или 10,8% от общего количества граждан, проживающих в Новосибирской области.
В течение последних лет отсутствует очередность на надомное социальное обслуживание. 14,5 тысячи пожилых граждан и инвалидов в услугах на дому на территории области обеспечивают 128 отделений надомного и 24 отделения специализированного надомного обслуживания.
Еще одной формой нестационарного социального обслуживания является приемная семья для пожилых людей. Такая форма работы получила широкое распространение в регионе. Так, на 01.01.2015 в 16 районах области в 66-ти приемных семьях проживает 69 пожилых граждан. В 15 районах области 420 волонтеров обслуживают на дому 648 человек преклонного возраста.
В настоящее время структура сети стационарных учреждений сформирована с учетом востребованных форм социального обслуживания, основных категорий потребителей услуг и особенностей демографической ситуации в области, что обеспечивает отсутствие очередности в стационарные учреждения (коечный фонд государственных стационарных учреждений составляет 4727 коек).
Намечено дальнейшее развитие надомных и полустационарных форм предоставления социальных услуг (стационарозамещающих технологий), привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций и волонтеров, расширение сферы применения мобильных бригад социального обслуживания и др.
С 2011 года Новосибирская область вошла в число 16-ти регионов, в которых функции в сфере опеки и попечительства осуществляют органы государственной исполнительной власти в сфере социальной защиты населения.
В текущем году наша область стала четвертым регионом в Российской Федерации по уровню семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
За период 2011 - 2014 годов повышены качество и уровень работы органов опеки и попечительства в регионе. Достигнуты следующие результаты:
- снижено общее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в регионе, с 13841 (на 01.01.2012) до 10877 (на 01.10.2014);
- увеличено число детей, проживающих в приемных семьях, с 2311 детей (на 01.01.2013) до 3213 (на 01.10.2014);
- уменьшено количество детей, состоящих на учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, с 2773 (на 01.01.2012) до 1732 (на 01.10.2014);
- увеличена доля детей, находящихся в замещающих семьях, от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в области, до 84,7% (на 01.01.2012 - 77,4%).
В целях обязательной подготовки будущих родителей, выразивших желание взять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, в области действуют 7 организаций.
На особом контроле министерства предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
В 2014 году в районы области направлено 540,3 млн. рублей (в т.ч. 130,5 тыс. рублей из федерального бюджета), освоено 442,4 млн. рублей, приобретено 400 жилых помещений. Жилые помещения предоставлены 356 лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Продолжается процесс реорганизации учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С 2011 года их количество сократилось с 27 учреждений (на 2167 мест) до 19 (на 1398 мест, проживает 901 ребенок).
Для оказания необходимой помощи выпускникам детских домов в части получения жизненного и профессионального самоопределения на базе КЦСОН 11 муниципальных районов Новосибирской области и г. Новосибирска действуют службы постинтернатного сопровождения. Данные службы планируется создать и на базе большинства учреждений для детей-сирот.
Актуальность проблемы реабилитации инвалидов в Новосибирской области связана с наличием значительного количества лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности. По состоянию на 01.01.2014 в области проживает 199,4 тыс. инвалидов, что составляет 7,3% от общей численности населения области. Численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет насчитывает 18,0 тыс. человек, из них на учете в органах социальной защиты населения состоит 6,3 тыс. человек.
В плановом порядке осуществляется работа по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным для них объектам и услугам.
В 2013 году на обустройство беспрепятственного доступа инвалидов к приоритетным объектам социальной инфраструктуры и жилого фонда в 7 муниципальных районов и 1 городской округ Новосибирской области направлено в виде межбюджетных трансфертов 8,6 млн. рублей. За счет средств областного бюджета обустроено 115 социально значимых объектов, за счет средств местных бюджетов (7,1 млн. рублей) и внебюджетных источников (1,5 млн. рублей) доступными стали 142 учреждения социальной сферы.
В 2014 году из областного бюджета Новосибирской области направлены денежные средства в 16 муниципальных районов и 1 городской округ Новосибирской области на обустройство доступности инвалидов к 109 объектам социальной инфраструктуры.
Продолжались деятельность социальных пунктов проката технических средств реабилитации, обучение незрячих инвалидов компьютерной грамоте, работа "социального такси" и т.д.
По итогам 2013 и 2014 годов Новосибирская область является одним из немногих регионов, которым достигнуты все плановые значения показателей, определенные в "дорожной карте". Так, во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597, от 28.12.2013 № 1688 по повышению уровня заработной платы работников учреждений средняя заработная плата социальных работников учреждений социального обслуживания населения Новосибирской области (включая муниципальные) за 2013 год составила 13183 рубля, или 51,5% (при плане 2013 г. - 49,2%); по итогам 2014 г. - 15842,7 рубля, или 58,0%, что соответствует плану 2014 г.
№ п/п
Мероприятие
Ожидаемый результат
Срок реализации
Ответственный исполнитель
1.
Мониторинг оптимизации структуры сети и штатной численности учреждений социального обслуживания населения в соответствии с рекомендациями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Построение эффективной системы социального обслуживания
С 2015 года, ежегодно
Министерство социального развития Новосибирской области (далее - МСР НСО)
2.
Совершенствование механизма предоставления мер социальной поддержки и социального обслуживания, в том числе в отношении семей с детьми
Внесение изменений в нормативные правовые акты Новосибирской области по организации социального обслуживания населения и предоставлению мер социальной поддержки, в том числе регламентации государственных услуг
постоянно
МСР НСО
3.
Реализация регионального проекта "За равные возможности"
Совместное внедрение новых форм и технологий предоставления социальных услуг детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья, детям, имеющим биологический или социальный риск развития инвалидности (с участием специалистов медицинских, социальных, образовательных организаций).
Привлечение 10 - 15 некоммерческих организаций к процессу предоставления реабилитационных и абилитационных услуг семьям с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями
2015 - 2019 гг.
МСР НСО
4.
Улучшение социально-бытовых условий проживания инвалидов, ветеранов войны и вдов погибших участников войны
Не менее 100 человек ежегодно
2015 - 2019 годы
МСР НСО
5.
Повышение уровня доступности объектов жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения
Обеспечение равного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объектам социальной сферы и реабилитационным услугам
2015 - 2019 годы
МСР НСО
6.
Развитие семейных форм устройства детей, в том числе детей-инвалидов, в Новосибирской области с привлечением общественных организаций. Оказание социальной поддержки приемным семьям, воспитывающим детей-инвалидов, обеспечение прав детей-инвалидов в приемных семьях
Увеличение количества граждан, прошедших обучение по программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных в семьи, от общей численности детей этой категории - 87% (к 2020 году)
2015 - 2019 годы
МСР НСО
7.
Обеспечение проведения независимой оценки качества работы государственных учреждений, оказывающих социальные услуги населению в сфере социального обслуживания
Формирование рекомендаций по повышению качества предоставляемых услуг для государственных учреждений, оказывающих социальные услуги населению в сфере социального обслуживания
Ежегодно, начиная с 2015 года, февраль
МСР НСО
8.
Внедрение новых технологий и организация проведения мероприятий, направленных на здоровьесбережение и поддержание активной жизненной позиции граждан пожилого возраста
Увеличение количества граждан пожилого возраста, вовлеченных в мероприятия по поддержанию их социальной активности и адаптации, до 151040 к 2020 году
2015 - 2019 годы
МСР НСО
9.
Проведение мероприятий по привлечению средств (не менее 30%) на повышение оплаты труда социальных работников, за счет интенсификации труда, оптимизации инфраструктуры с целью внедрения комплексного подхода к организации социальных служб, внедрения комплексного подхода при преобразовании учреждений, предоставляющих социальные услуги, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оптимизации административно-управленческого персонала (АУП), ликвидации структурных подразделений учреждений, предоставляющих социальные услуги, маловостребованные населением, в соответствии с рекомендациями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Привлечение средств (не менее 30%) на повышение оплаты труда
2015 - 2019 годы
МСР НСО
10.
Координация работы администраций муниципальных районов и городских округов Новосибирской области по принятию мер поэтапного повышения заработной платы: социальных работников учреждений социального обслуживания;
врачей и работников учреждений социального обслуживания, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг);
среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг);
младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг);
педагогических работников учреждений, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей
Исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в части повышения средней заработной платы социальных работников до 100% по отношению к средней заработной плате в Новосибирской области.
Исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.12.2012 № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в части повышения средней заработной платы работникам образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не участвующих в общеобразовательном процессе
2015 - 2019 годы
МСР НСО
11.
Расчет потребности и учет при формировании областного бюджета Новосибирской области (проекта изменений в областной бюджет Новосибирской области) расходов на повышение заработной платы: социальных работников учреждений социального обслуживания;
врачей и работников учреждений социального обслуживания, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг);
среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг);
младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг);
педагогических работников учреждений, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей
Подготовка предложений в проекты законов Новосибирской области об областном бюджете Новосибирской области на 2015 и последующие годы (в проекты законов об изменении законов об областном бюджете Новосибирской области)
2015 - 2019 годы
МСР НСО;
министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области
12.
Совершенствование системы оплаты труда в подведомственных МСР НСО. Осуществление ежеквартального ведомственного мониторинга и проведение проверок
Обеспечение предельного уровня превышения средней заработной платы руководителей учреждений социального обслуживания населения по сравнению со средней заработной платой работников учреждений за отчетный год:
2015 - 2019 годы
МСР НСО
по государственным автономным учреждениям Новосибирской области - не более чем в 5 раз, по государственным бюджетным и казенным учреждениям Новосибирской области - от 3 до 5 раз в зависимости от фактической численности работников учреждения, в соответствии с постановлением Губернатора Новосибирской области от 28.01.2008 № 20.
Обеспечение соотношения средней заработной платы основного и вспомогательного персонала учреждений социального обслуживания до 1:0,7 - 1:0,5 (с учетом типа учреждения социального обслуживания населения). Установить предельную долю оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда учреждений социального обслуживания населения не более 40%
2015 год
13.
Подготовка и внедрение в работу учреждений социального обслуживания населения профессиональных стандартов
Обеспечение соответствия уровня квалификаций работников современным требованиям
2015 год,
II квартал
МСР НСО
14.
Проведение актуализации требований и компетенций, необходимых для оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) (должностных инструкций, регламентов), организация соответствующей профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников государственных (муниципальных) учреждений, наряду с совершенствованием системы оплаты труда и разработкой систем оценки эффективности деятельности работников
Обеспечение подготовки необходимой нормативной правовой базы, методической помощи и проведение контроля (по отдельному плану)
постоянно
МСР НСО
------------------------------------------------------------------