По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Приказ Минобрнауки Новосибирской области от 27.05.2015 N 1570 "О специализированном классе общеобразовательной организации"



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 27 мая 2015 г. № 1570

О СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в целях реализации пункта 18 плана действий по модернизации общего образования на территории Новосибирской области, направленных на реализацию в 2011 - 2015 годах национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", утвержденного распоряжением Правительства Новосибирской области от 13.09.2010 № 145-рп "О плане действий по модернизации общего образования на территории Новосибирской области, направленных на реализацию в 2011 - 2015 годах национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", и с учетом решения расширенной Коллегии министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области (далее - Коллегия) (протокол заседания Коллегии от 22.05.2015), приказываю:
1. Объявить о проведении конкурсного отбора общеобразовательных организаций для открытия специализированных классов в 2015-2016 учебном году (далее - конкурсный отбор).
2. Утвердить прилагаемые:
1) положение о специализированном классе общеобразовательной организации (далее - Положение);
2) состав конкурсной комиссии по отбору общеобразовательных организаций для открытия специализированного класса (далее - конкурсная комиссия).
3. Конкурсной комиссии в срок с 10.06.2015 до 20.06.2015 провести отбор общеобразовательных организаций для открытия специализированного класса в 2015-2016 учебном году в соответствии с Положением, утвержденным пунктом 2 настоящего приказа.
4. Управлению образовательной политики министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области (Щукин В.Н.) во взаимодействии с региональными операторами проекта "Специализированный класс" осуществить организационные мероприятия по проведению конкурсного отбора.
5. Рекомендовать органам управления образованием муниципальных районов и городских округов Новосибирской области обеспечить информирование общеобразовательных организаций, расположенных на территории муниципального образования, об объявлении министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области конкурсного отбора.
6. Подпункт 1 пункта 1 приказа министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 31.08.2010 № 1380 "О формировании сети специализированных классов для одаренных детей по математике, физике, химии на базе общеобразовательных учреждений" признать утратившим силу.
7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области С.В. Федорчука.

Министр
С.А.НЕЛЮБОВ





Утверждено
приказом
Минобрнауки
Новосибирской области
от 27.05.2015 № 1570

ПОЛОЖЕНИЕ
О СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

I. Общие положения

1. Настоящее Положение о специализированных классах общеобразовательных организаций на территории Новосибирской области (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и определяет цели открытия и задачи специализированных классов, порядок их комплектования, организацию образовательного процесса в специализированных классах, а также порядок и критерии отбора общеобразовательных организаций для открытия специализированных классов.
2. Специализированный класс - класс, образовательная деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в котором организована на основе дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение).
3. Специализированные классы на территории Новосибирской области открываются по следующим направлениям:
естественно-научное;
инженерное;
технологическое.
4. Специализированный класс открывается с целью создания условий для выявления и поддержки наиболее способных и одаренных детей, реализации нового программного содержания и его методического сопровождения, нового качества и результата общего образования, ориентированного на перспективные потребности рынка труда и технологий.
5. Задачей специализированного класса является реализация образовательной программы, соответствующей федеральным государственным образовательным стандартам и ориентированной на:
обучение и воспитание высоконравственной интеллектуальной личности;
непрерывность общего и высшего образования;
дополнительную (углубленную) подготовку по предметам естественно-научного, инженерного и технологического профилей;
создание максимально благоприятных условий для развития научного и технического творчества обучающихся, повышения интереса к исследованиям и изобретательству;
обеспечение поддержки предпринимательской активности;
развитие инженерных компетенций;
овладение навыками самостоятельной, проектной и исследовательской деятельности с учетом индивидуальных возможностей и способностей обучающегося.
6. Специализированный класс открывается общеобразовательной организацией, расположенной на территории Новосибирской области, независимо от формы собственности, по итогам конкурсного отбора, проводимого в соответствии с настоящим Положением, и на основании приказа министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области (далее - министерство).

II. Порядок комплектования специализированного класса

7. Специализированный класс открывается с 7 по 10 класс наполняемостью 20 - 25 обучающихся.
8. Прием обучающихся в специализированный класс осуществляется независимо от места жительства на территории Новосибирской области, на основании вступительных испытаний, проводимых общеобразовательной организацией.
Порядок проведения вступительных испытаний определяется локальным актом общеобразовательной организации, открывающей специализированный класс.
9. Преимущественным правом при зачислении в специализированный класс пользуются обучающиеся с высоким уровнем базовой подготовки по основным и профильным (базовым) предметам, успешно прошедшие вступительные испытания, - победители и призеры заключительных этапов региональных, всероссийских и международных олимпиад, интеллектуальных марафонов, конкурсов, проводимых для обучающихся.
10. При изменении места жительства обучающийся специализированного класса, успешно осваивающий образовательную программу, имеет право на зачисление в специализированный класс, соответствующий профилю (направлению) его обучения, общеобразовательной организации по новому месту жительства без вступительных испытаний при наличии свободных мест.
11. Обучающийся специализированного класса, имеющий неудовлетворительные оценки по результатам промежуточной и итоговой аттестации, вправе пройти промежуточную и итоговую аттестацию по основной общеобразовательной программе, реализуемой общеобразовательной организацией, и в случае положительных результатов перевестись в общеобразовательный класс общеобразовательной организации на основании письменного согласия его родителей (законных представителей).

III. Организация образовательного процесса
в специализированных классах

12. Организация образовательного процесса специализированного класса направлена на обеспечение:
1) дополнительной (углубленной) подготовки обучающихся 7 - 10 классов по предметам естественно-научного, инженерного и технологического профилей;
2) обязательного сопровождения реализации основной общеобразовательной программы общеобразовательной организацией высшего образования (далее - Вуз) <1>;
--------------------------------
<1> Сотрудничество с Вузом на основании Договора о сотрудничестве, предполагающем в том числе предоставление материально-технической базы (оборудование и лаборатории для лабораторного практикума), участие профессорско-преподавательского состава (ППС) определенного квалификационного уровня в работе специализированных классов, при необходимости предоставление мест в общежитии и др.

3) формирования личности с разносторонним интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, готовой к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ естественно-научного, инженерного и технологического профилей с учетом склонностей и сложившихся интересов;
4) личностно ориентированной направленности, широкого спектра гибких форм обучения и воспитания, сочетающих традиционный и нетрадиционный подходы к различным видам образовательной деятельности на основе использования современных педагогических технологий, в том числе здоровьесберегающих и информационно-коммуникационных;
5) изучения динамики раскрытия и развития индивидуальных особенностей и таланта обучающихся, включая тьюторское сопровождение.
13. Обучение в специализированном классе осуществляется на учебном материале повышенной сложности (дополнительная углубленная подготовка) по предметам естественно-научного, инженерного и технологического профилей и его прикладной направленности при обязательной реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

14. Организация образовательного процесса строится на основе учебного плана, учебных рабочих программ (в том числе авторских), разрабатываемых общеобразовательной организацией на основе требований федерального государственного образовательного стандарта, Примерного базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Новосибирской области, методических рекомендаций по разработке предметных учебных рабочих программ Специализированного учебно-научного центра Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования национального исследовательского Новосибирского государственного университета (СУНЦ НГУ) и регламентируется годовым графиком и расписанием занятий в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.1187-02.
15. Образовательная программа специализированного класса может включать одно или несколько направлений, в том числе:
инженерно-исследовательское;
инженерно-технологическое;
естественно-научное;
биотехнологическое;
агротехнологическое;
IT-направление.
При этом индивидуальные программы обучения обязательны.
16. Учебный план специализированного класса утверждается руководителем общеобразовательной организации при обязательном согласовании с управлением образовательной политики министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области.
17. Для реализации образовательной программы специализированного класса выделяется до 10 часов внеурочной деятельности в неделю.
Содержание занятий формируется общеобразовательной организацией с учетом выбора обучающегося и направлено на реализацию различных форм деятельности, отличных от урочных (проектная, научно-исследовательская работа, научно-практические конференции, олимпиады, конкурсы, турниры, соревнования, летние и зимние профильные смены и др.).
Часы внеурочной деятельности не входят в расчет максимальной допустимой аудиторной нагрузки обучающегося по учебному плану.
18. Преподавание профильных (базовых) предметов с углубленным изучением, элективных курсов, организация часов внеурочной деятельности ведется во взаимодействии с Вузом (Вузами) - не менее 40% часов учебной и внеурочной деятельности.
19. Для проведения занятий по профильным (базовым) предметам, в том числе для проведения лабораторных и практических работ, а также для реализации часов компонента общеобразовательной организации осуществляется деление классов на группы учащихся (не менее 4 человек).
20. По желанию родителей (законных представителей) обучающегося специализированного класса Вузом и (или) общеобразовательной организацией организуется предоставление платных или бесплатных курсов по предметам, не включенным в учебный план.
21. Обучающемуся специализированного класса предоставляются широкие возможности для реализации творческих запросов различными средствами досуговой, развивающей деятельности как в общеобразовательной организации, так и в рамках сотрудничества с Вузом (экскурсии, посещение кафедр Вуза, пользование библиотекой, встреча с ведущими учеными и т.д.).
22. Индивидуальная психолого-педагогическая поддержка обучающегося специализированного класса обеспечивается специалистами психолого-педагогической службы, а при ее отсутствии посредством реализации здоровьесберегающих технологий.
23. Обучение, отдых и питание обучающегося специализированного класса общеобразовательной организации организуются под контролем медицинского персонала в соответствии с действующим законодательством.
24. Промежуточная аттестация обучающегося специализированного класса проводится общеобразовательной организацией в соответствии с Положением о промежуточной аттестации, утверждаемым общеобразовательной организацией.
25. Освоение обучающимся специализированного класса заявленных образовательных программ (специализированных профильных программ) основного общего и (или) среднего общего образования завершается государственной (итоговой) аттестацией в порядке, установленном действующим законодательством. Выпускнику специализированного класса, освоившему образовательные программы, выдается аттестат об основном общем или среднем общем образовании.

IV. Порядок отбора общеобразовательных организаций
для открытия специализированного класса

26. Отбор общеобразовательных организаций для открытия специализированного класса осуществляется на конкурсной основе (далее - конкурсный отбор).
27. Участие в конкурсном отборе принимают общеобразовательные организации, расположенные на территории Новосибирской области:
готовые открыть специализированные классы естественно-научного, инженерного и технологического профилей с углубленной подготовкой обучающихся по одному из учебных предметов математического и естественно-научного циклов;
реализующие программы специальной подготовки в области проектирования, конструирования, программирования, моделирования, технического творчества в рамках предметных областей: информатика и ИКТ, черчение, технология, а также специальных и элективных курсов (робототехника, инженерное дело, инженерная графика и др.);
сопровождаемые при организации образовательного процесса профессиональными образовательными организациями или образовательными организациями высшего образования и (или) производственными предприятиями (с привлечением их кадровых и материально-технических ресурсов), организациями научно-технического консультирования и прикладного сопровождения учебной и проектной деятельности.
28. Общеобразовательная организация вправе подать конкурсную документацию, содержащую одну заявку на открытие одного специализированного класса.
29. Конкурсная документация состоит из:
1) заявки общеобразовательной организации, включающей:
сведения об общеобразовательной организации (полное наименование по уставу, адрес юридического лица и его филиалов (при наличии);
пояснительную записку с целями и задачами, описанием модели специализированного класса (по направлению);
описание имеющихся условий, ресурсного обеспечения открытия специализированного класса (по направлению) (содержит сведения, исходя из требований к кадровым и материально-техническим условиям функционирования специализированного класса, указанным в разделе VI настоящего Положения), обоснование потребностей в материально-техническом оснащении общеобразовательной организации для реализации образовательной программы специализированного класса (по направлению);
2) копии лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства об аккредитации;
3) копии документов, подтверждающих наличие взаимодействия с профессиональными образовательными организациями или образовательными организациями высшего образования и (или) производственными предприятиями, организациями научно-технического консультирования и прикладного сопровождения учебной и проектной деятельности при открытии специализированного класса (по направлению);
4) ходатайство учредителя или органа управления образованием, исполняющего его функции, об открытии специализированного класса в общеобразовательной организации в свободной форме.
30. Конкурсная документация представляется:
1) в печатном (шрифт № 14 через 1,0 интервал с нумерацией страниц внизу от центра, заголовки посередине страницы, поля со всех сторон 2 см) и в электронном виде (на диске CD-R либо флеш-накопителе в формате Word) в управление образовательной политики министерства по адресу: г. Новосибирск, Красный проспект, 18, каб. 641;
2) в срок с 28 мая по 10 июня текущего года в рабочие дни с 10.00 до 13.00, с 14.00 до 17.00.
Контактный телефон - (383) 223 25 29.
31. Не подлежит рассмотрению конкурсная документация:
1) подготовленная с нарушением требований к оформлению;
2) поступившая позднее объявленного срока.
32. Конкурсная документация, представленная на конкурс, возврату не подлежит. Внесение изменений в конкурсную документацию не допускается.
33. Конкурсная документация, подготовленная в соответствии с требованиями к оформлению, поступившая в управление образовательной политики министерства, в течение трех рабочих дней проходит регистрацию и направляется в конкурсную комиссию.
34. Для проведения конкурсного отбора министерство образует конкурсную комиссию по отбору общеобразовательных организаций для открытия специализированного класса (далее - конкурсная комиссия) и утверждает ее состав.
35. Конкурсная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов конкурсной комиссии - экспертов.
В состав конкурсной комиссии включаются представители министерства, государственных организаций Новосибирской области, подведомственных министерству, эксперты (ученые, представители педагогической общественности и общественных организаций, др.).
36. Конкурсная комиссия проводит экспертизу конкурсной документации на основе критериев конкурсного отбора общеобразовательных организаций для открытия специализированного класса, содержащихся в разделе V Положения.
37. Конкурсная документация общеобразовательной организации оценивается тремя экспертами в балльной оценке.
Итоговый балл определяется как сумма средних баллов, полученных по каждому критерию. Средний балл по каждому критерию определяется как отношение суммы баллов, выставленных членами комиссии, к общему количеству оценок по данному критерию.
38. Результаты экспертизы конкурсных документов обсуждаются на заседании конкурсной комиссии.
39. Решения конкурсной комиссии считаются правомочными, если на заседании комиссии присутствует более половины членов конкурсной комиссии. Члены конкурсной комиссии участвуют в заседании комиссии лично и не вправе делегировать свои полномочия другим лицам.
Решения конкурсной комиссии принимаются открытым голосованием простым большинством голосов.
При равенстве голосов решающим является голос председателя комиссии.
40. По итогам работы конкурсной комиссии формируется общий рейтинг участников конкурсного отбора, ее решение оформляется протоколом.
41. Решение конкурсной комиссии направляется в министерство для утверждения списка общеобразовательных организаций, отобранных для открытия специализированного класса в текущем учебном году.
42. Проведение конкурсного отбора и его результаты освещаются на официальном сайте министерства.

V. Критерии конкурсного отбора образовательных
организаций для открытия специализированного класса

43. Конкурсный отбор общеобразовательных организаций для открытия специализированного класса осуществляется на основе критериев, представленных в таблице:

N
Критерии конкурсного отбора
Количество баллов
1
образовательная программа, учебный план для специализированного класса (по направлениям)
10
2
кадровый состав (учителя физики, математики, технологии, черчения;
преподаватели Вуза, специалисты сопровождения - педагог-психолог, тьютор)
10
3
достижения обучающихся, соответствующие специализированному классу (по направлениям)
5
4
опыт профориентационной, предпрофильной и профильной работы в общеобразовательной организации
8
5
возможности сотрудничества с профессиональными образовательными организациями или образовательными организациями высшего образования и (или) производственными предприятиями, организациями научно-технического консультирования и прикладного сопровождения учебной и проектной деятельности - как в тексте положения
8
6
раздел программы развития общеобразовательной организации, отражающий профиль специализированного класса (по направлению)
8
7
использование современных образовательных технологий в обучении высокомотивированных обучающихся, в том числе специализированного класса (по направлению)
7
8
опыт использования новых информационных технологий в образовательном процессе, в том числе в предметной области "Технология"
7
9
имеющиеся материально-технические условия, в том числе наличие современного инженерного оборудования, для реализации особенностей соответствующих образовательных программ
8
10
система мониторинга деятельности специализированного класса, включающая мероприятия по оцениванию планируемых образовательных результатов (оценка в процессе инженерной деятельности)
9
11
примерный план ("дорожная карта") реализации проекта "Специализированный класс"
9
12
предполагаемое участие в инженерной олимпиаде JuniorSkills WorldSkillsRussia
7

VI. Требования к кадровым и материально-техническим
условиям функционирования специализированного класса

44. Педагогический состав специализированного класса: высококвалифицированные специалисты общеобразовательной организации (высшей и первой квалификационной категории), имеющие опыт работы в классах профильной направленности не менее 5 лет, - 80%;
специалисты Вуза (Вузов), имеющие опыт работы в классах профильной направленности не менее 5 лет, - 20%.
45. Педагог специализированного класса должен:
1) осуществлять личностно ориентированный и системно-деятельностный подходы к организации обучения;
2) выстраивать индивидуальные траектории развития обучающегося на основе планируемых результатов освоения образовательных программ;
3) разрабатывать и эффективно применять современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникационные, дистанционные;
4) эффективно использовать имеющиеся в общеобразовательной организации условия и ресурсы, собственный методический потенциал;
5) эффективно взаимодействовать с обучающимися и их родителями (законными представителями);
6) активно осваивать новые формы и методы работы, обновлять содержание образования;
7) обладать высокой мотивацией на личностное и профессиональное развитие, непрерывное повышение квалификации.
46. Организация образовательного процесса специализированного класса обеспечивается высоким уровнем развития материально-технической базы и характеризуется наличием:
1) учебных кабинетов по всем предметам учебного плана, оснащенных современным оборудованием;
2) современного учебно-лабораторного оборудования по профильным (базовым) предметам естественно-научного, инженерного и технологического профилей, научной и учебной литературы (включая электронные образовательные ресурсы);
3) зон для организации индивидуальной, парной и групповой работы обучающихся, отдыха, самоподготовки (включая библиотеку с читальным залом, оборудованным индивидуальными местами для пользователя с доступом к сети Интернет);
4) условий для организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;
5) компьютерных классов (из расчета 1 компьютер - 5 учеников или 1 ученик - 1 компьютер) с соответствующим программным обеспечением;
6) условий для реализации дополнительных образовательных программ различной направленности (профессиональной, инженерно-технической, художественно-эстетической, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, культурологической);
7) условий, гарантирующих охрану жизни и здоровья обучающихся и работников общеобразовательной организации;
8) условий, обеспечивающих повышение качества занятий физической культурой (оборудованные спортивные площадки, стадионы, бассейн, спортивные и тренажерные залы, укомплектованность педагогическими кадрами, имеющими необходимую профессиональную и педагогическую квалификацию, подтвержденную документами об образовании).


VIII. Заключительные положения

47. Изучение и оценка деятельности специализированного класса осуществляется региональными операторами проекта "Специализированный класс":
1) государственное казенное учреждение Новосибирской области "Новосибирский институт мониторинга и развития образования":
посредством мониторинга результатов обучения;
методического сопровождения специализированных классов;
2) государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Новосибирской области "Центр развития творчества детей и юношества":
организации дополнительного образования обучающихся специализированных классов;
участия обучающихся специализированных классов в мероприятиях предметно-деятельностного типа;
психолого-педагогического сопровождения одаренных детей - обучающихся специализированных классов.
48. Порядок, сроки проведения мониторинга, контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся специализированных классов (7, 8, 10 классы) утверждаются приказом министерства.
Итоговая аттестация обучающихся специализированных классов (9 и 11 классы) проводится в соответствии с федеральным законодательством в сфере образования.
49. Специализированный класс, обучающиеся которого имеют средний балл по итогам промежуточной и итоговой аттестации выше среднего по Новосибирской области по профильным предметам, считается эффективно реализующим проект "Специализированный класс" и получает право на продолжение его реализации в следующем учебном году (до завершения освоения его обучающимися основной общеобразовательной программы среднего общего образования).
50. Общеобразовательная организация, обучающиеся специализированного класса которой имеют средний балл по итогам промежуточной и итоговой аттестации ниже среднего по Новосибирской области по профильным предметам, считается не эффективно реализующей проект "Специализированный класс" и утрачивает право на продолжение его реализации в следующем учебном году.





Утвержден
приказом
Минобрнауки
Новосибирской области
от 27.05.2015 № 1570

СОСТАВ
КОНКУРСНОЙ КОМИССИИ ПО ОТБОРУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ОТКРЫТИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО КЛАССА

Федорчук
Сергей Владимирович
-
заместитель министра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, председатель конкурсной комиссии;
Щукин
Владимир Николаевич
-
начальник управления образовательной политики Минобрнауки Новосибирской области, заместитель председателя конкурсной комиссии;
Колесникова
Татьяна Андреевна
-
начальник отдела ГКУ Новосибирской области "НИМРО", секретарь конкурсной комиссии (по согласованию).
Члены конкурсной комиссии - эксперты:
Барам
Светлана Григорьевна
-
депутат Законодательного Собрания Новосибирской области, профессор, кандидат химических наук, заведующая кафедрой химии СУНЦ НГУ (по согласованию);
Захир
Юлия Симановна
-
директор ГКУ Новосибирской области "НИМРО";
Плетнева
Елена Юрьевна
-
заместитель начальника управления - начальник отдела общего и дополнительного образования управления образовательной политики Минобрнауки Новосибирской области;
Платонов
Вадим Николаевич
-
директор МБОУ г. Новосибирска СОШ № 112 (по согласованию);
Теребило
Геннадий Исакович
-
к.т.н., профессор ФГБОУ ВПО НГПУ (по согласованию);
Шаблов
Олег Николаевич
-
директор ГАОУ ДОД Новосибирской области "Центр развития творчества детей и юношества".

Применяемые сокращения:
СУНЦ НГУ - специализированный учебно-научный центр Новосибирского государственного университета;
ГКУ НИМРО - Государственное казенное учреждение Новосибирский институт мониторинга и развития образования;
ФГБОУ ВПО НГПУ - федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Новосибирский государственный педагогический университет;
ГАОУ ДОД - государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей;
МБОУ СОШ - муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа.


------------------------------------------------------------------