По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Приказ Минэкономразвития Новосибирской области от 18.08.2015 N 88 "Об утверждении Методических указаний по разработке прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на долгосрочный период"



МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 18 августа 2015 г. № 88

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ
ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД

В целях разработки прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на долгосрочный период, в соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 19.05.2015 № 189-п "О Порядке разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на долгосрочный период", приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические указания по разработке прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на долгосрочный период.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра экономического развития Новосибирской области Шовтака В.Б.

И.о. министра
В.Б.ШОВТАК





Утверждены
приказом
министерства экономического развития
Новосибирской области
от 18.08.2015 № 88

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД

I. Общие положения

1. Настоящие Методические указания по разработке прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на долгосрочный период (далее - Методические указания) содержат положения по разработке и корректировке прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на долгосрочный период (далее - прогноз на долгосрочный период).
2. Прогноз на долгосрочный период разрабатывается в соответствии с Порядком разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на долгосрочный период, утвержденным постановлением Правительства Новосибирской области от 19.05.2015 № 189-п.
3. Разработка прогноза на долгосрочный период осуществляется в 2 этапа.
4. Прогноз на долгосрочный период разрабатывается каждые шесть лет на двенадцать и более лет на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период с учетом прогноза научно-технологического развития Российской Федерации и данных, представляемых областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области и органами местного самоуправления.
5. Прогноз на долгосрочный период разрабатывается на вариативной основе.
6. Прогноз на долгосрочный период рассматривается и утверждается Правительством Новосибирской области.
7. На основе прогноза на долгосрочный период осуществляется разработка стратегии социально-экономического развития Новосибирской области, формирование бюджетного прогноза Новосибирской области на долгосрочный период.
8. В течение 10 дней после рассмотрения и утверждения Правительством Новосибирской области прогноз на долгосрочный период направляется в министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области для использования при разработке бюджетного прогноза Новосибирской области на долгосрочный период.
9. Корректировка прогноза на долгосрочный период осуществляется в соответствии с решением Правительства Новосибирской области с учетом прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на среднесрочный период.

II. Основные понятия

10. Для целей настоящих Методических указаний используются следующие основные понятия:
прогноз на долгосрочный период - документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и ожидаемых результатах социально-экономического развития Новосибирской области на долгосрочный период;
сценарные условия функционирования экономики и социальной сферы Новосибирской области - исходные наиболее вероятные внешние и внутренние условия и характеристики социально-экономического развития Новосибирской области, соответствующие целям социально-экономического развития на долгосрочный период, включающие основные параметры и варианты прогноза на долгосрочный период (далее - сценарные условия);
основные параметры прогноза на долгосрочный период - прогнозируемые количественные характеристики, соответствующие сценарным условиям и отражающие социально-экономическое развитие Новосибирской области в долгосрочном периоде;
варианты прогноза - предполагаемое сочетание возможных условий, при которых будет протекать реализация прогноза на долгосрочный период.

III. Требования к прогнозу на долгосрочный период

11. Прогноз на долгосрочный период содержит:
оценку достигнутого уровня социально-экономического развития Новосибирской области за 5 лет, предшествующих году наступления прогнозируемого периода;
определение вариантов внутренних условий и характеристик социально-экономического развития Новосибирской области на долгосрочный период, включая основные показатели демографического и научно-технического развития, состояния окружающей среды и природных ресурсов;
оценку факторов и ограничений экономического роста Новосибирской области на долгосрочный период;
направления социально-экономического развития Новосибирской области и целевые показатели одного или нескольких вариантов прогноза социально-экономического Новосибирской области на долгосрочный период, включая количественные показатели и качественные характеристики социально-экономического развития;
основные параметры государственных программ Новосибирской области;
основные показатели развития по отдельным видам экономической деятельности, показатели развития транспортной и энергетической инфраструктур на долгосрочный период с учетом проведения мероприятий, предусмотренных государственными программами Новосибирской области;
иные положения, определенные Правительством Новосибирской области.

IV. Полномочия исполнительных органов государственной
власти Новосибирской области по разработке
прогноза на долгосрочный период

12. Прогноз на долгосрочный период разрабатывается министерством экономического развития Новосибирской области совместно с заинтересованными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области (далее - ОИОГВ НСО).
13. Министерство экономического развития Новосибирской области:
1) обеспечивает ОИОГВ НСО необходимыми для разработки прогноза на долгосрочный период методическими материалами и статистическими данными (в соответствии с государственным контрактом с территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области);
2) осуществляет контроль за полнотой и качеством предоставляемых ОИОГВ НСО аналитических записок, прогнозных значений показателей социально-экономического развития курируемых сфер деятельности в соответствии с приложением № 1 к Методическим указаниям;
3) привлекает в случае необходимости экспертов для подготовки материалов для разработки прогноза на долгосрочный период;
4) на основе материалов (аналитических записок), представленных ОИОГВ НСО, привлеченными экспертами, осуществляет разработку:
сценарных условий функционирования экономики и социальной сферы;
прогноза на долгосрочный период;
5) осуществляет представление прогноза на долгосрочный период на рассмотрение Правительством Новосибирской области;
6) направляет прогноз на долгосрочный период в установленные Правительством Новосибирской области сроки в министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области для формирования бюджетного прогноза на долгосрочный период.
14. ОИОГВ НСО, ответственные за разработку материалов для формирования прогноза на долгосрочный период в части курируемой сферы деятельности в соответствии с приложением № 1 к Методическим указаниям:
1) запрашивают в пределах своих полномочий необходимую информацию у организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Новосибирской области и определяющих тенденции развития курируемых сфер деятельности, а также у органов местного самоуправления;
2) осуществляют комплексный анализ тенденций развития сфер деятельности за 5 лет, предшествующих году наступления прогнозируемого периода;
3) определяют имеющиеся ресурсы, существующие проблемы в сферах деятельности и пути их решения, обозначают перспективные задачи;
4) осуществляют подготовку и представление в министерство экономического развития Новосибирской области:
а) аналитической записки для разработки сценарных условий функционирования экономики и социальной сферы;
б) прогноза показателей социально-экономического развития в курируемой сфере деятельности;
в) качественные характеристики социально-экономического развития в курируемой сфере деятельности;
5) обеспечивают достижение основных показателей прогноза на долгосрочный период в курируемой сфере деятельности.

V. Этапы разработки прогноза на долгосрочный период

15. Разработка прогноза на долгосрочный период осуществляется в 2 этапа:
Этап I. Разработка сценарных условий функционирования экономики и социальной сферы Новосибирской области.
Этап II. Разработка прогноза на долгосрочный период.

Этап I. Разработка сценарных условий функционирования
экономики и социальной сферы Новосибирской области

16. Разработка сценарных условий осуществляется в двух вариантах:
вариант 1 (консервативный) - предполагает инерционное развитие с сохранением в прогнозируемом периоде тенденций, внешних и внутренних условий развития экономики, консервативную инвестиционную политику частных компаний, ограниченные возможности бюджета региона, при слабом росте потребительского спроса;
вариант 2 (умеренно оптимистичный) - вариант оживления и роста в экономике вследствие расширения инвестиционных программ хозяйствующих субъектов, поддержки государством внутреннего спроса и предложения, расширения банковского кредита.
17. ОИОГВ НСО, ответственные за разработку материалов для формирования прогноза на долгосрочный период в части курируемой сферы деятельности в соответствии с приложением № 1 к Методическим указаниям, в срок не позднее 20 июня года, предшествующего году наступления прогнозируемого периода, формируют и представляют в министерство экономического развития Новосибирской области аналитическую записку по курируемой сфере деятельности для разработки сценарных условий функционирования экономики и социальной сферы Новосибирской области.
18. Аналитическая записка включает в себя:
1) итоги социально-экономического развития:
а) динамику основных показателей социально-экономического развития Новосибирской области за 5 лет, предшествующих году наступления прогнозируемого периода, в соответствии с приложением № 2 к Методическим указаниям;
б) динамику основных параметров государственных программ за 5 лет, предшествующих году наступления прогнозируемого периода в курируемой сфере деятельности;

б) анализ достигнутого текущего социально-экономического положения Новосибирской области, сложившихся тенденций развития в сравнении с Российской Федерацией в целом и в среднем по Сибирскому федеральному округу, включая основные параметры государственных программ в курируемой сфере деятельности;
в) факторы, оказывающие влияние на социально-экономическое развитие в предшествующем периоде;
2) варианты внутренних условий и характеристик социально-экономического развития Новосибирской области на долгосрочный период, включая основные показатели демографического и научно-технического развития, состояния окружающей среды и природных ресурсов;
3) оценку факторов и ограничений экономического роста Новосибирской области на долгосрочный период;
4) направления социально-экономического развития Новосибирской области и целевые показатели вариантов прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на долгосрочный период, включая основные параметры государственных программ в курируемой сфере деятельности;
5) основные параметры прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на долгосрочный период в соответствии с приложением № 2 к Методическим указаниям.
Аналитическая записка в части расчета показателей социально-экономического развития Новосибирской области формируется с учетом методики прогнозирования основных параметров прогноза на долгосрочный период, необходимых для формирования бюджетного прогноза на долгосрочный период (приложение № 3 к Методическим указаниям).
19. При разработке сценарных условий развития Новосибирской области учитываются приоритеты социально-экономического развития Новосибирской области, прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации с учетом прогноза научно-технологического развития Российской Федерации и данных, представляемых областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области и органами местного самоуправления.
20. По итогам I этапа на основании представленных аналитических записок министерство экономического развития Новосибирской области разрабатывает сценарные условия функционирования экономики и социальной сферы Новосибирской области.
Сценарные условия функционирования экономики и социальной сферы Новосибирской области в срок до 7 июля года, предшествующего году наступления прогнозируемого периода, направляются ОИОГВ НСО для разработки прогноза на долгосрочный период в курируемой сфере деятельности.
21. При принятии Правительством Новосибирской области решения о корректировке прогноза сценарные условия функционирования экономики и социальной сферы Новосибирской области направляются ОИОГВ НСО в адрес министерства экономического развития Новосибирской области для разработки прогноза на долгосрочный период в курируемой сфере деятельности в срок, установленный министерством экономического развития Новосибирской области.
22. Сценарные условия функционирования экономики и социальной сферы Новосибирской области разрабатываются в текстовой форме, включая основные параметры прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на долгосрочный период.

Этап II. Разработка прогноза на долгосрочный период

23. ОИОГВ НСО на основе сценарных условий в срок до 25 июля года, предшествующего году наступления прогнозируемого периода, представляют в министерство экономического развития Новосибирской области:
1) прогноз показателей социально-экономического развития по вариантам в курируемой сфере деятельности, включая основные параметры государственных программ;
2) качественные характеристики социально-экономического развития в курируемой сфере деятельности.
24. Министерство экономического развития Новосибирской области на основе сценарных условий, вариантов прогноза развития видов экономической деятельности, секторов, сфер экономики, прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации с учетом прогноза научно-технологического развития Российской Федерации и данных, представляемых областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области и органами местного самоуправления, формирует проект прогноза на долгосрочный период.
25. Прогноз на долгосрочный период разрабатывается в текстовой форме, включая основные параметры прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на долгосрочный период, основные параметры государственных программ Новосибирской области.
26. Проект прогноза на долгосрочный период выносится на общественное обсуждение посредством его размещения на официальном сайте министерства экономического развития Новосибирской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (срок размещения в открытом доступе составляет 10 календарных дней).
В течение указанного периода осуществляется прием экспертных заключений, а также предложений и замечаний граждан на проект прогноза на долгосрочный период.
27. Министерство экономического развития Новосибирской области направляет проект прогноза на долгосрочный период, доработанный с учетом экспертных заключений, а также предложений и замечаний граждан, на рассмотрение Правительством Новосибирской области в срок, установленный Правительством Новосибирской области.





Приложение № 1
к Методическим указаниям
по разработке прогноза
социально-экономического
развития Новосибирской области
на долгосрочный период

Исполнительные органы государственной власти Новосибирской
области, ответственные за разработку материалов для
формирования прогноза на долгосрочный период

№ п/п
Сфера деятельности
Ответственные исполнительные органы государственной власти Новосибирской области

I. Экономика и инфраструктура
1
Промышленное производство
МПТиРП НСО,
МСХ НСО,
МЖКХиЭ НСО,
МС НСО,
ДПРиООС НСО,
МЭР НСО
2
Агропромышленный комплекс
МСХ НСО
3
Транспортная инфраструктура и дорожно-строительный комплекс
МТиДХ НСО
4
Энергетическая инфраструктура
МЖКХиЭ НСО
5
Наука, инновации
МОНиИП НСО
6
Инвестиции
МЭР НСО
7
Товарные рынки и услуги
МПТиРП НСО,
МЭР НСО
8
Предпринимательство
МПТиРП НСО
9
Информационная инфраструктура и информационное общество
ДИиРТТ НСО
10
Международное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность
МЭР НСО,
УМС НСО

II. Социальная сфера
1
Демографическая ситуация
МТЗиТР НСО,
МЗ НСО,
МСР НСО
2
Рынок труда и уровень жизни населения
МТЗиТР НСО,
МСР НСО,
МЭР НСО
3
Образование
МОНиИП НСО
4
Здравоохранение
МЗ НСО
5
Культура
МК НСО
6
Жилищное строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
МС НСО,
МЖКХиЭ НСО
7
Безопасность жизнедеятельности и охрана
окружающей среды
МЖКХиЭ НСО,
МТиДХ НСО,
ДПРиООС НСО,
УАО

Применяемые сокращения:
ДИиРТТ НСО - департамент информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области;
ДПРиООС НСО - департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области;
МЖКХиЭ НСО - министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области;
МЗ НСО - министерство здравоохранения Новосибирской области;
МОНиИП НСО - министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области;
МПТиРП НСО - министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области;
МС НСО - министерство строительства Новосибирской области;
МСР НСО - министерство социального развития Новосибирской области;
МСХ НСО - министерство сельского хозяйства Новосибирской области;
МТЗиТР НСО - министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области;
МТиДХ НСО - министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области;
МЭР НСО - министерство экономического развития Новосибирской области;
УАО - управление административных органов администрации Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области;
УМС НСО - управление международных связей Новосибирской области.





Приложение № 2
к Методическим указаниям
по разработке прогноза
социально-экономического
развития Новосибирской области
на долгосрочный период

Основные параметры прогноза социально-экономического
развития Новосибирской области на долгосрочный период

№ п/п
Наименование показателя
Единица измерения
Ответственные исполнительные органы государственной власти Новосибирской области
Демографические показатели

1
Численность населения (среднегодовая)
человек
МТЗиТР НСО
2
Коэффициент естественного прироста населения
на 1000 человек населения
МТЗиТР НСО
3
Коэффициент миграционного прироста
на 10000 человек населения
МТЗиТР НСО
Валовой региональный продукт

4
Валовой региональный продукт <1>
млрд. рублей
МЭР НСО
индекс физического объема <1>
в % к предыдущему году
индекс-дефлятор <1>
в % к предыдущему году
Промышленное производство

5
Индекс промышленного производства <1>
в % к предыдущему году
МЭР НСО,
МПТиРП НСО,
МСХ НСО,
МЖКХиЭ НСО,
МС НСО,
ДПРиООС НСО
6
Индекс цен производителей промышленных товаров <1>
в % к предыдущему году
Сельское хозяйство

7
Продукция сельского хозяйства <1>
млрд. рублей
МСХ НСО
индекс физического объема <1>
в % к предыдущему году
индекс-дефлятор <1>
в % к предыдущему году
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство"

8
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство"
млрд. рублей
МЭР НСО,
МС НСО
индекс физического объема
в % к предыдущему году
МТиДХ НСО
индекс-дефлятор
в % к предыдущему году
Инвестиции


9
Инвестиции в основной капитал <1>
млрд. рублей
МЭР НСО
индекс физического объема <1>
в % к предыдущему году
индекс-дефлятор <1>
в % к предыдущему году
Рынок товаров и услуг


10
Оборот розничной торговли <1>
млрд. рублей
МПТиРП НСО
индекс физического объема <1>
в % к предыдущему году
индекс-дефлятор <1>
в % к предыдущему году

11
Оборот оптовой торговли
млрд. рублей
МПТиРП НСО,
МЭР НСО
индекс физического объема
в % к предыдущему году
индекс-дефлятор
в % к предыдущему году

12
Объем платных услуг населению <1>
млрд. рублей
МЭР НСО
индекс физического объема <1>
в % к предыдущему году
индекс-дефлятор <1>
в % к предыдущему году
Денежные доходы населения

13
Реальные располагаемые денежные доходы населения
% к предыдущему году
МЭР НСО
Заработная плата

14
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата
рублей
МЭР НСО, МТЗиТР НСО
15
Фонд заработной платы работников <1>
млрд. рублей
МЭР НСО
Труд и занятость

16
Среднегодовая численность занятых в экономике
тыс. человек
МТЗиТР НСО
17
Уровень безработицы (по методологии МОТ)
в % к экономически активному населению
МТЗиТР НСО
Жилищное строительство

18
Ввод в действие жилых домов <1>
тыс. кв. м
МС НСО
Цены и тарифы

19
Индекс потребительских цен в среднем за год <1>
в % к предыдущему году
МЭР НСО, МПТиРП НСО

--------------------------------
<1> - показатели прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на долгосрочный период, необходимые для формирования бюджетного прогноза на долгосрочный период.

Применяемые сокращения:
ДПРиООС НСО - департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области;
МЖКХиЭ НСО - министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области;
МПТиРП НСО - министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области;
МС НСО - министерство строительства Новосибирской области;
МСХ НСО - министерство сельского хозяйства Новосибирской области;
МТЗиТР НСО - министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области;
МТиДХ НСО - министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области;
МЭР НСО - министерство экономического развития Новосибирской области.





Приложение № 3
к Методическим указаниям
по разработке прогноза
социально-экономического
развития Новосибирской области
на долгосрочный период

Методика
прогнозирования основных параметров прогноза
социально-экономического развития Новосибирской области
на долгосрочный период, необходимых для формирования
бюджетного прогноза на долгосрочный период

Данная методика прогнозирования основных параметров прогноза на долгосрочный период подготовлена с учетом практического опыта прогнозирования показателей социально-экономического развития Новосибирской области, изученного опыта прогнозирования других регионов.

Валовой региональный продукт (ВРП)

ВРП оценивается производственным методом как разность между выпуском товаров и услуг в целом по региону, с одной стороны, и промежуточным потреблением - с другой, или как сумма добавленных стоимостей, создаваемых по видам экономической деятельности.
Оценка и прогноз выпусков, промежуточного потребления и добавленной стоимости производится в разрезе видов экономической деятельности.
При прогнозировании ВРП региона должны быть учтены прогнозы развития экономики региона, изменения структуры затрат на производство продукции, изменения структуры конечного спроса, макроэкономические сценарные условия.
Оценка годового объема произведенного на территории региона ВРП производственным методом осуществляется на базе:
- оценочного значения показателя за предыдущий год (оценка министерства экономического развития Новосибирской области);
- оценочного значения показателя за год, предшествующий предыдущему году (статистические данные);
- ретроспективных динамических рядов статистических данных.
Оценка значения ВРП осуществляется на основе:
- статистических данных о выпуске товаров и услуг по видам экономической деятельности, об индексах физического объема выпуска по видам экономической деятельности (прямой информации),
- данных об объеме или динамике показателя, изменения которого позволяют судить об изменениях рассчитываемого показателя (косвенная информация), например, изменение численности занятых в сфере является косвенной информацией для определения объема предоставляемых услуг (гос. управление, предоставление социальных услуг и т.п.),
- экспертных оценок показателя исходя из тенденций, сложившихся в предыдущие годы.
Прогнозный ВРП в сопоставимых ценах определяется согласно следующим основным этапам:
- определение выпуска по видам экономической деятельности в ценах предыдущего года;
- определение промежуточного потребления по видам экономической деятельности в ценах предыдущего года;
- определение добавленной стоимости по видам экономической деятельности в ценах предыдущего года (разность выпуска и промежуточного потребления).
Порядок расчета:
1. Выполняются ретроспективные расчеты ВРП в текущих ценах за годы, предшествующие отчетному.
2. Рассчитывается объем ВРП за отчетный период в текущих ценах.
3. Осуществляется расчет объема ВРП за отчетный период в ценах соответствующего периода предыдущего года и рассчитывается индекс физического объема ВРП (темп роста ВРП в сопоставимых ценах).
4. Прогнозная ВДС в сопоставимых ценах определяется экстраполяцией ее объема по видам экономической деятельности за предыдущий год по прогнозным индексам физического объема соответствующих товаров и услуг.
5. Прогноз объема ВРП в текущих ценах осуществляется методом экстраполяции по индексу физического объема (задаваемому сценарными условиями развития региональной экономики на прогнозный период) путем умножения объема ВРП предыдущего года (в текущих ценах) на прогнозный индекс его физического объема и прогнозный индекс-дефлятор.
На динамику индекса-дефлятора ВРП наибольшее воздействие оказывают:
- индекс-дефлятор инвестиций в основной капитал;
- индексы-дефляторы основных видов экономической деятельности.
Для непроизводственных видов деятельности в качестве дефлятора используется индекс потребительских цен на товары и услуги.

Промышленное производство

Промышленное производство необходимо прогнозировать по видам экономической деятельности. Основные виды деятельности, составляющие промышленное производство:
- добыча полезных ископаемых;
- обрабатывающие производства;
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
Прогноз формируется с учетом тенденций развития промышленного производства региона, анализа перспективных планов развития крупных и средних предприятий конкретного вида деятельности, уровня эффективности использования предприятиями имеющихся и ввода в действие новых производственных мощностей, внедрения инноваций и новых технологий, направленных на модернизацию производственных процессов, и других факторов.
В расчетах прогнозных показателей продукции добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды необходимо учитывать предполагаемый спрос внутреннего и внешнего рынков на различные виды продукции.
При определении платежеспособного спроса внутреннего рынка на продукцию учитывается:
- предполагаемый спрос других видов деятельности экономики, а также внутрипромышленное потребление;
- спрос на потребительские товары с учетом динамики денежных доходов населения и объема импорта потребительских товаров.
При определении экспорта продукции учитывается конъюнктура внешнего рынка и динамика внутренних цен производителей продукции добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды, а также уровень таможенной защиты отечественных производителей.
Прогноз разрабатывается исходя из отчетных данных, оценки ожидаемых объемов за текущий год и произведения этой оценки на прогнозируемую динамику промышленного производства по видам деятельности и индекс-дефлятор оптовых цен, в качестве которого может применяться индекс цен производителей промышленной продукции.
Прогноз объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по промышленным видам деятельности по полному кругу организаций в текущих ценах рассчитывается по формуле:



где Vni - прогнозируемый объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по i-му виду деятельности;
i - вид деятельности (раздел): добыча полезных ископаемых (C), обрабатывающие производства (D), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (E).
Прогноз объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по промышленному виду деятельности (разделы C, D, E) по полному кругу организаций в текущих ценах рассчитывается по формуле:



где Vng - прогнозируемый объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по g-му подвиду деятельности;
g - подвид деятельности (подраздел) i-го вида деятельности.
Прогноз объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по подвидам (подразделам) промышленных видов деятельности в текущих ценах по полному кругу организаций рассчитывается методом экстраполяции по формуле:



где Vng - прогнозируемый объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по g-му подвиду (подразделу) деятельности;
V(n-1)g - объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по g-му подвиду (подразделу) деятельности за предыдущий год;
Inn g - прогнозируемый индекс производства по g-му подвиду (подразделу) деятельности;
Idn g - прогнозируемый индекс-дефлятор по g-му подвиду (подразделу) деятельности.
Индекс производства отражает изменение физического объема совокупности товаров подвида (подраздела) в (отчетном) прогнозном периоде по сравнению с предыдущим периодом. Индекс производства прогнозируется на основе данных о динамике производства важнейших товаров - представителей подвида (подраздела) (в натуральном выражении).
Для определения индекса производства по всей совокупности товаров, относящихся к соответствующему подвиду (подразделу) деятельности отдельного промышленного предприятия, в качестве весов используются цены по определенному виду товаров за предыдущий год. Индекс производства по всей совокупности товаров, относящихся к соответствующему подвиду (подразделу) деятельности, определяется по формуле:



где - объем производства i-го вида продукции в прогнозном году;
- объем производства i-го вида продукции в году, предшествующем прогнозному;
- цены на определенный вид продукции в году, предшествующем прогнозному (базовом);
i - i-й вид продукции.
Определение сводного индекса производства по конкретному подвиду (подразделу) производится на основе агрегирования сводных индексов производства ведущих предприятий, производящих товары (работы, услуги), основная часть которых относится к рассматриваемому подвиду (подразделу). В качестве весов используется доля конкретного предприятия в общем объеме отгруженной продукции рассматриваемого подвида (подраздела).
Для расчета объема производства промышленных товаров (работ, услуг) по подвиду (подразделу) в ценах соответствующих лет при разработке прогноза используются индексы-дефляторы.
Расчет индекса-дефлятора на прогнозируемый год (g) к предыдущему году по каждому i-му виду экономической деятельности рассчитывается по формуле:



где:
qgi - объем производства i-го вида продукции экономической деятельности в прогнозном году;
Inngi - индекс физического объема, прогнозируемый по i-му виду экономической деятельности;
i - рассматриваемый вид экономической деятельности.
Сводный индекс-дефлятор - индекс цен, характеризующий средневзвешенное изменение цен всех произведенных товаров и услуг для внутреннего потребления и для поставки на экспорт. В качестве весов используется доля рассматриваемого вида экономической деятельности в общем объеме отгруженной продукции промышленного производства.
При расчете индексов-дефляторов промышленного производства можно ориентироваться на прогнозные показатели индекса-дефлятора Министерства экономического развития Российской Федерации, но с учетом сопоставления динамики индекса-дефлятора в предыдущем периоде по Российской Федерации и Новосибирской области.
Прогноз потребления электроэнергии и тарифов на нее должен разрабатываться с учетом тенденций развития производства по видам деятельности экономики, федеральных и региональных программ энергосбережения, реформирования жилищно-коммунального хозяйства, тарифной политики федеральных и региональных органов власти.

Сельское хозяйство

Объем производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели и хозяйства населения) формируется как объем производства готовой продукции растениеводства и животноводства и изменение стоимости незавершенного производства продукции растениеводства и животноводства по видам деятельности "растениеводство", "животноводство", "растениеводство в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство)".
При прогнозировании объема производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий необходимо учитывать:
- развитие производственного потенциала, совершенствование экономических условий обеспечения агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами;
- оказываемую поддержку агропродовольственного сектора за счет средств консолидированного бюджета, обеспечение отраслевой адресности субсидий, совершенствование кредитования в сельском хозяйстве, финансовое оздоровление сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- создание благоприятных экономических условий для активизации инвестиционной деятельности, привлечения частных инвестиций в развитие агропромышленного производства, реализации федеральных целевых и региональных программ развития агропромышленного комплекса;
- расширение рынков сбыта сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, поддержка развития рыночной инфраструктуры, улучшение конкурентной среды на внутренних рынках, повышение интенсивности межрегионального обмена сельскохозяйственной продукцией и продовольствием, содействие экспорту российской продукции и доступности внешних рынков;
- совершенствование мер защиты внутреннего продовольственного рынка и таможенно-тарифной политики;
- реализацию программных мероприятий по социальному развитию села.
Прогноз объемов продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в действующих ценах производится на основе прогнозных индексов физического объема производства продукции сельского хозяйства с учетом прогнозных индексов-дефляторов. Расчеты производятся по алгоритму расчетов для промышленных видов деятельности, приведенному выше, по формулам (1 - 5).
Прогнозируемый объем продукции сельского хозяйства включает:
- стоимость сырых продуктов растениеводства, полученных от урожая сельскохозяйственных культур, включая семена и посадочный материал сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений, а также изменение стоимости незавершенного производства (посадка и выращивание до плодоношения сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений) от начала к концу года и др.;
- стоимость сырых продуктов животноводства, полученных в результате выращивания и хозяйственного использования сельскохозяйственных животных и птицы (молока, шерсти, яиц и др.), стоимость реализованного скота и птицы, изменение стоимости выращивания молодняка и скота на откорме за год, стоимость продукции пчеловодства и др.
Стоимость прочей продукции сельского хозяйства определяется на основе данных за последний отчетный год с учетом предполагаемого изменения в производстве этих продуктов по отношению к продукции, исчисляемой прямым счетом.

Ввод в действие жилых домов

Общая площадь жилых домов определяется как сумма площадей всех частей жилых помещений, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, площадей лоджий, балконов, веранд, террас, подсчитываемых с соответствующими понижающими коэффициентами, а также жилых и подсобных помещений в построенных населением индивидуальных жилых домах.
В общую площадь жилых помещений не входит:
- площадь лестничных клеток, лифтовых холлов, площадь вестибюлей, тамбуров, общих коридоров, галерей, неотапливаемых мансард и мезонинов, подполья для проветривания здания, чердака, технического подполья (технического чердака), внеквартирных коммуникаций, лифтовых и других шахт, портиков, крылец, наружных открытых лестниц;
- площадь, предназначенная для жилищно-эксплуатационных организаций, магазинов, отделений связи, детских учреждений, предприятий службы быта и т.д.;
- площадь помещений комендантов, служебных комнат обслуживающего персонала, торговых ларьков в общежитиях, специальных домах для одиноких престарелых, ветеранов, инвалидов, детских домах, домах-интернатах;
- площадь помещений столовых, буфетов, клубов, читален, библиотек, спортивных залов, приемных пунктов бытового обслуживания в общежитиях;
- площадь жилых помещений, переоборудованных из нежилых в результате работ, не относящихся к реконструкции;
- площадь жилых помещений в нежилых зданиях.
Для определения объема ввода в действие жилых домов в Новосибирской области в прогнозируемом периоде используется метод экстраполяции (фактическое развитие увязывается с гипотезами о динамике исследуемого процесса с учетом изменений влияния различных факторов в перспективе), в том числе трендовая модель. Тип зависимости определяется с учетом данных в ретроспективном периоде.
Прогнозируемый объем ввода жилья в Новосибирской области представляет собой потенциальный объем ввода жилья во всех муниципальных образованиях Новосибирской области в прогнозируемом периоде, скорректированный с учетом возможностей жилищного финансирования - условий банковского кредитования, спроса государства (программы господдержки отдельных категорий населения, переселения из ветхого фонда и т.д.), предъявленного спроса населения.
Потенциальный объем ввода жилья - количество квартир и общая жилая площадь всех новостроек во всех муниципальных образованиях Новосибирской области, которые могут быть введены в эксплуатацию в прогнозируемом периоде с учетом максимальных возможностей строительного комплекса и без ограничений по спросу (финансированию).
Прогноз объема ввода в действие жилых домов в регионе осуществляется по формуле:



где Vt - объем ввода в действие жилых домов в регионе в t-том прогнозируемом периоде, тыс. кв. метров;
Vn(t-1) - объем ввода жилья в n-ном муниципальном образовании (муниципальном районе или городском округе) региона за предыдущий период, тыс. кв. метров;
Ik - прогнозируемый индекс объема ввода жилья, учитывающий факторы, влияющие на прогнозируемый показатель (факторы, преобразованные к виду абсолютных приростов).
Индекс объема ввода жилья отражает изменение объема ввода в действие жилых домов в прогнозном периоде по сравнению с предыдущим периодом с учетом факторов, влияющих на прогнозируемый показатель, преобразованных к виду абсолютных приростов.
Наиболее значимые факторы, влияющие на прогнозируемый показатель:
- объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования;
- среднедушевые и реальные денежные доходы населения;
- численность постоянного населения (среднегодовая);
- динамика цен на строительные материалы;
- удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда;
- государственная поддержка строительных организаций и граждан, проживающих на территории области, в решении жилищных проблем;
- обеспеченность населения площадью жилых квартир.

Оборот розничной торговли

Оборот организаций розничной торговли включает выручку от продажи товаров, приобретенных в целях перепродажи (за минусом НДС, налога с продаж и аналогичных обязательных платежей), стоимость отгруженных (переданных) товаров собственного производства, выручку от других видов деятельности (доход от сдачи в аренду зданий, складских и торговых площадей, транспортных средств и оборудования и т.п.).
Не включаются в оборот доходы от продажи собственных основных средств, нематериальных активов, валютных ценностей, ценных бумаг.
Источниками информации для анализа показателей, характеризующих ситуацию в сфере торговли, являются данные статистической отчетности.
Основными методами при анализе и прогнозировании являются: экономико-статистический, экстраполяционный, экспертных оценок. Наиболее оправдавшими себя методическими приемами выступают: построение динамических рядов основных показателей развития торговли во взаимосвязи с изменениями взаимосвязанных общеэкономических показателей.
Разработке прогноза оборота розничной торговли предшествует комплексный анализ состояния потребительского рынка во взаимосвязи с общими социально-экономическими показателями. Целью анализа является выявление устойчивых тенденций в динамике оборота розничной торговли и факторов, определяющих эти тенденции на перспективу.
Прогноз оборота розничной торговли строится на основе использования системы показателей, охватывающей базисный и прогнозный периоды, и включает:
- динамику объема оборота розничной торговли;
- динамику оборота розничной торговли продовольственными товарами;
- динамику оборота розничной торговли непродовольственными товарами;
- динамику среднемесячной начисленной заработной платы и пенсий населения;
- индекс потребительских цен.
При прогнозировании оборот розничной торговли определяется как сумма товарных групп продовольственных и непродовольственных товаров, по каждому из которых выявляется зависимость поведения показателя от динамики реальных располагаемых денежных доходов населения и потребительских цен.
Объем розничной торговли определяется по формуле:



где - прогнозируемый объем оборота розничной торговли;
- объем оборота розничной торговли в году, предшествующем прогнозируемому;
- прогнозируемый индекс физического объема оборота розничной торговли (учитывает рост розничной торговли за счет роста продаж продукции в сопоставимых ценах);
- прогнозируемый индекс-дефлятор оборота розничной торговли (учитывает ожидаемый рост цен в розничной торговле).
Для определения индекса физического объема и индекса-дефлятора целесообразно использовать метод корреляции - зависимость роста оборота розничной торговли соответственно от роста заработной платы, пенсий, реальных располагаемых денежных доходов и индекса потребительских цен.

Объем платных услуг населению

Объем платных услуг населению представляет собой денежный эквивалент объема услуг, оказанных резидентами российской экономики (юридическими лицами, гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, зарегистрированными на территории Российской Федерации) гражданам Российской Федерации, членам их семей, а также гражданам других государств (нерезидентам), потребляющим те или иные услуги на территории Российской Федерации.
Прогноз объема платных услуг населению строится на основе использования системы показателей, охватывающей базисный и прогнозный периоды и включающей:
- динамику объема платных услуг населению;
- динамику объема отдельных видов платных услуг населению;
- динамику заработной платы и пенсий населения;
- индекс потребительских цен;
- текущее и перспективное состояние отраслевых мощностей, определяющее реальный потенциал производства различных видов платных услуг;
- изменение удельного веса расходов на приобретение услуг в общих потребительских расходах;
- динамику и структуру потребительских расходов на приобретение услуг.
Основным прогнозируемым показателем, характеризующим рынок платных услуг населению, является статистический показатель общего объема платных услуг населению с учетом оценки скрытой и неформальной деятельности как в целом, так и по видам платных услуг.
Объем платных услуг населению определяются по формуле:



где - прогнозируемый объем платных услуг;
- объем платных услуг в году, предшествующем прогнозируемому;
- прогнозируемый индекс физического объема платных услуг (учитывает рост платных услуг за счет роста продаж услуг в сопоставимых ценах);
- прогнозируемый индекс-дефлятор объема платных услуг (учитывает соответственно ожидаемый рост цен на платные услуги).
Для определения индекса физического объема и индекса-дефлятора целесообразно использовать метод корреляции - зависимость роста объема платных услуг от роста заработной платы, пенсий, реальных располагаемых денежных доходов и индекса потребительских цен.

Инвестиции в основной капитал

Инвестиции в основной капитал представляют собой совокупность затрат, направленных на создание и воспроизводство основных средств (новое строительство, расширение, а также реконструкция и модернизация объектов, которые приводят к увеличению их первоначальной стоимости, приобретение машин, оборудования, транспортных средств, на формирование основного стада, многолетние насаждения и т.д.).
Инвестиции в основной капитал распределяются по видам экономической деятельности (в соответствии с ОКВЭД) исходя из назначения основных средств, т.е. той сферы деятельности, в которой они будут функционировать.
На стадии подготовки прогноза инвестиций в основной капитал учитывается: степень развития предпринимательской деятельности; масштабы государственного регулирования цен; условия формирования и исполнения доходной части бюджета региона; эффективность вкладываемых инвестиций; привлечение зарубежного капитала; производственные процессы в реальном секторе экономики; масштабы накоплений для развития производства; размеры сбережений населения.
В ходе комплексного исследования проводится анализ состояния и перспектив спроса и предложения на продукцию и услуги в регионе; оценивается межрегиональный обмен по конкретным видам продукции с учетом экспорта-импорта аналогичных товаров и их эффективность в сравнении с созданием (расширением) собственных производств.
Прогноз инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности разрабатывается на основе прогнозируемого уровня загрузки и объема ввода в действие производственных мощностей в рамках инвестиционных проектов. При этом учитываются инвестиции предыдущих лет, скорректированные с учетом коэффициентов (доля инвестиций в основной капитал прошлых лет, переходящая во вводы производственных мощностей текущего года). Также учитываются показатели, предусмотренные стратегией социально-экономического развития региона, инвестиционными планами естественных монополий и крупных компаний, а также планируемыми расходами бюджетной системы на инвестиции в основной капитал отраслей с традиционно высокой долей государственных средств в объеме инвестиций (в том числе бюджетные инвестиции из федерального бюджета в объекты капитального строительства, включенные в федеральные целевые программы, не включенные в федеральные целевые программы, а также субсидии, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности).
Прогноз инвестиций в основной капитал осуществляется через индексы физического объема и индексы-дефляторы по вышеприведенной формуле (8).

Индекс потребительских цен

Индекс потребительских цен характеризует изменение во времени общего уровня цен и тарифов на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего периода. Индекс потребительских цен является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень инфляции.
При прогнозировании индекса потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года и за период с начала года к соответствующему периоду предыдущего года) предлагается использовать обобщенную модель прогнозирования всех необходимых индексов-дефляторов.
В модели в качестве основных факторов, определяющих уровень инфляции в Новосибирской области, взяты уровень инфляции по Российской Федерации в целом, а также отношение накопленного уровня инфляции по России к накопленной инфляции в Новосибирской области. Последнее отношение характеризует торможение или, наоборот, ускорение инфляционных процессов в Новосибирской области по сравнению с общим уровнем инфляции в стране.
При прогнозировании индекса потребительских цен можно использовать формулу:



где:
IPCt - индекс потребительских цен в момент t, % к (t - 1).
IPCt-h - индекс потребительских цен в момент (t - h), % к (t - h - 1), где h - глубина ретроспективного ряда.
- индекс потребительских цен в целом по России в момент t, % к (t - 1).
- индекс потребительских цен в целом по России в момент (t - h), % к (t - h - 1), где h - глубина ретроспективного ряда.
- статистический коэффициент влияния накопления инфляции по России на инфляцию в Новосибирской области.
Данные по индексам потребительских цен в целом по России в момент t базируются на параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации.

Фонд заработной платы работников

В состав фонда заработной платы включаются начисленные организациями суммы: оплаты труда в денежной и натуральной формах за отработанное и неотработанное время (отпуска, вынужденные простои и пр.), компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда; стимулирующие доплаты и надбавки; премии; единовременные поощрительные выплаты (включая стоимость подарков работникам); материальная помощь (кроме помощи, оказанной отдельным работникам по семейным обстоятельствам), а также оплата питания, жилья, топлива, носящая систематический характер.

ФОТ = ЗП x 12 x Ч, (10)

где ФОТ - фонд начисленной заработной платы всех работников;
ЗП - среднемесячная заработная плата;
Ч - среднесписочная численность работников;
12 - количество месяцев в году.
Начисленная среднемесячная заработная плата работников - величина заработной платы с учетом налогов и других удержаний в соответствии с законодательством Российской Федерации, выраженная в денежных единицах.
При прогнозировании фонда начисленной заработной платы всех работников учитывается прогнозируемый объем заработной платы работников организаций, изменение численности работающих, уровень безработицы в целом по региону и масштабы высвобождения работников по видам деятельности.
Прогноз фонда заработной платы работников бюджетной сферы, финансируемых из бюджетов всех уровней, осуществляется аналогично прогнозированию фонда начисленной заработной платы всех работников.
При прогнозировании средней заработной платы учитывается изменение минимального размера оплаты труда, принимаемые решения по изменениям должностных окладов систем оплаты труда работников бюджетных учреждений по видам деятельности, в том числе изменение условий оплаты труда на законодательном уровне, реформирование отраслей экономики, вновь вводимые в прогнозируемом периоде объекты при реализации инвестиционных проектов на территории региона, изменение фонда рабочего времени, динамика объемов промышленного производства.
При прогнозировании вышеназванных показателей учитывается их динамика за отчетный период, а также тенденция темпов роста, заложенная в макроэкономических параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации.


------------------------------------------------------------------