По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Приказ Минсоцразвития Новосибирской области от 10.09.2015 N 840 "О Порядке организации и осуществления сопровождения замещающих семей на территории Новосибирской области"



МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 10 сентября 2015 г. № 840

О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ
ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

В целях реализации положений пункта 13 части 1 статьи 8, части 7 статьи 15 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Указа Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", пункта 70 Плана мероприятий по реализации в 2011 - 2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.03.2011 № 367-р, с учетом Письма Минобрнауки России от 01.09.2014 № ВК-1850/07 "О реструктуризации и реформировании организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей" приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления сопровождения замещающих семей на территории Новосибирской области (далее - Порядок).
2. Государственному бюджетному учреждению Новосибирской области "Центр развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (Цурпал Е.А.) обеспечить методическое сопровождение и координацию деятельности организаций, осуществляющих сопровождение замещающих семей.
3. Заместителю министра социального развития Новосибирской области Потаповой О.Р. направить данный приказ органам местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области, наделенным отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для использования в работе, обеспечить контроль за организацией и осуществлением сопровождения замещающих семей на территории Новосибирской области в соответствии с Порядком.

Министр
С.И.ПЫХТИН





Утвержден
приказом
министерства социального развития
Новосибирской области
от 10.09.2015 № 840

ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ
СЕМЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
(ДАЛЕЕ - ПОРЯДОК)

1. В настоящем Порядке используются следующие основные понятия:
договор о сопровождении замещающей семьи - соглашение сторон об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей по сопровождению замещающей семьи;
замещающие родители - усыновители, опекуны (попечители) в замещающей семье;
замещающие семьи - семьи, принявшие на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети);
индивидуальная программа сопровождения - документ, включающий в себя перечень мероприятий по сопровождению замещающей семьи, сроки их исполнения, планируемый результат, разрабатываемая при осуществлении кризисного сопровождения;
служба сопровождения замещающих семей - организация (структурное подразделение организации), осуществляющая сопровождение замещающих семей в соответствии с договором о сопровождении замещающей семьи;
сопровождение замещающих семей - деятельность, направленная на оказание консультативной, психологической, педагогической, правовой, социальной и иной помощи.
2. Цель создания службы сопровождения замещающих семей - организация и обеспечение деятельности по содействию семейному устройству детей, подготовке и сопровождению семей, принимающих на воспитание детей на территории Новосибирской области.
3. Основные задачи деятельности по сопровождению замещающих семей:
- содействие развитию различных форм семейного устройства детей, профилактика утраты детьми родительского попечения;
- оказание комплексной психолого-педагогической, социальной, правовой помощи детям, гражданам, желающим принять или принявшим на воспитание в свои семьи детей;
- организация комплексного сопровождения замещающих семей, включая:
повышение психолого-педагогической компетентности замещающих родителей;
мониторинг воспитания, развития и социальной адаптации ребенка в замещающей семье;
помощь замещающей семье в подготовке ребенка к взрослой жизни;
профилактику конфликтов, проблем с управлением поведения и воспитанием ребенка;
психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации ребенка в замещающей семье;
включение замещающей семьи в сообщество замещающих семей (использование ресурса взаимоподдержки);
- поддержка замещающих семей в ситуации неоднозначного отношения к ним в окружающем их сообществе. Данная работа включает в себя задачи преодоления негативных стереотипов, бытующих в обществе, укрепления позитивного имиджа замещающей семьи, содействия социальному признанию труда замещающих родителей.
4. Основные направления деятельности по сопровождению замещающих семей:
1) комплексное сопровождение замещающих семей, включая:
- поддержку замещающих семей в процессе принятия детей в свою семью и во время адаптации замещающей семьи и детей для снижения уровня напряжения в замещающей семье и профилактики отказов от воспитания детей;
- поиск замещающей семьи для детей, организацию специализированного консультирования замещающей семьи и поддержку ее при принятии детей в свою семью;
- организацию и проведение обучающих семинаров, тренингов для замещающих семей, детей, а также при необходимости других членов семьи;
- участие в проведении экспертиз и независимой оценки состояния детей, положения замещающих семей в случае возникновения споров или конфликтов между кровной и замещающей семьями, интересами детей и кровных (замещающих) родителей, органами опеки и попечительства и кровными (замещающими) родителями;
2) содействие развитию общения и взаимопомощи между замещающими семьями.
5. Основные принципы деятельности по сопровождению замещающих семей:
1) учет пола, возраста и особенностей развития передаваемых на воспитание детей для определения индивидуальных потребностей во всех случаях устройства;
2) ориентация на мнение детей при принятии решения об устройстве с учетом их возраста, умственного развития и опыта;
3) учет ресурсов замещающей семьи, социального окружения, возможностей замещающих родителей в обеспечении высокого качества воспитания детей с учетом их индивидуальных особенностей и потребностей при принятии решения об устройстве детей в семьи;
4) непрерывность и последовательность в вопросах обучения, методической и информационной поддержки замещающих родителей;
5) создание условий для максимальной включенности замещающих родителей в мероприятия для замещающих семей;
6) уважительное отношение к замещающим родителям как к партнерам со стороны специалистов службы сопровождения.
6. Формы деятельности по сопровождению замещающих семей:
1) индивидуальное и групповое консультирование замещающих родителей, а также детей, переданных на воспитание в семьи граждан, в том числе по вопросам предоставления мер социальной поддержки;
2) организация групп психологической поддержки, клубов общения замещающих родителей;
3) проведение групповых занятий для замещающих семей (детско-родительские группы);
4) психологическая коррекция нарушений общения и поведения детей и родителей в замещающих семьях, консультирование по вопросам детско-родительских отношений;
5) оказание помощи в оформлении документов;
6) организация занятий для повышения уровня родительской компетенции замещающих семей;
7) оказание содействия в получении замещающей семьей медицинской, психологической, педагогической, юридической и иной помощи для обеспечения благополучия детей в замещающих семьях (или замещающих семей в целом) и при необходимости оказание посредничества при осуществлении данного взаимодействия;
8) организация и проведение семинаров, мастер-классов, круглых столов, лекционных занятий, праздников и других мероприятий для замещающих семей, направленных на популяризацию семейной заботы о детях.
7. Виды сопровождения замещающих семей: кризисное, активное, стабильное.
7.1. Условия для кризисного сопровождения:
- кризисная ситуация (затруднительное положение, вызванное возникновением противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя, создающее опасность освобождения или отстранения опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей) в жизни ребенка (в том числе жестокое обращение, возвращение из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа, суицидальное поведение, возрастные и/или семейные кризисы);
- семья находится в социально опасном положении (семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном для их жизни и здоровья положении (лиц в возрасте до 18 лет, которые вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей собой опасность для их жизни или здоровья или не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, или совершают правонарушения или другие антиобщественные действия), а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение или жестоко обращаются с ними);
- совершение правонарушения.
7.2. Условия для активного сопровождения:
- период адаптации к новым окружающим условиям (период помещения ребенка в замещающую семью, смена формы устройства ребенка в замещающую семью, поступление либо смена образовательной организации);
- отклонения в поведении ребенка (в том числе конфликты в школе и семье, пропуски уроков).
7.3. Условия для стабильного сопровождения:

- отсутствие указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта обстоятельств;
- деятельность по сопровождению замещающей семьи осуществляется по запросу замещающего родителя.
8. Сопровождение замещающих семей осуществляется специалистами центров социальной помощи семье и детям, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, иных организаций (далее - служба сопровождения замещающих семей), на основании письменного заявления от одного из замещающих родителей (единственного замещающего родителя) в свободной форме (далее - заявление).
Замещающие родители вправе обратиться в любую организацию, оказывающую услуги по сопровождению на территории Новосибирской области.
9. Органы местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области, наделенные отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
- направляют замещающие семьи в службы сопровождения замещающих семей;
- предоставляют службам сопровождения по запросу документы по замещающим семьям (при наличии согласия замещающего родителя в договоре о сопровождении замещающей семьи);
- размещают информацию о сопровождении замещающих семей (описание проводимых мероприятий, сведения о местах нахождения и контактных телефонах, официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, адресах электронной почты служб сопровождения замещающих семей) на информационных стендах по месту нахождения структурных подразделений (специалиста), осуществляющих деятельность по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, официальном сайте органа местного самоуправления муниципального образования Новосибирской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и поддерживают ее в актуальном состоянии;
- оказывают содействие службам сопровождения замещающих семей в распространении издаваемых информационных буклетов и иных материалов, в том числе путем публикации информации в СМИ;
- оказывают службам сопровождения содействие в приглашении замещающих родителей на лекции, семинары, тренинги;
- при кризисном сопровождении участвуют в реализации индивидуальной программы сопровождения в пределах своей компетенции;
- организуют мероприятия по обучению замещающих родителей, по повышению профессиональной компетентности специалистов службы сопровождения замещающих семей;
- координируют работу по сопровождению замещающих семей на территории муниципального образования Новосибирской области, в том числе путем ежеквартальных координационных совещаний при заместителе главы администрации муниципального образования Новосибирской области;
- вправе заключать межведомственные соглашения о взаимодействии, определяющие права и обязанности сторон в период их действия при сопровождении замещающих семей.
10. Министерство социального развития Новосибирской области:
- направляет замещающие семьи в службы сопровождения замещающих семей;
- размещает информацию о сопровождении замещающих семей (описание проводимых мероприятий, сведения о местах нахождения и контактных телефонах, официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, адресах электронной почты служб сопровождения замещающих семей) на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и поддерживают ее в актуальном состоянии;
- оказывает содействие службам сопровождения замещающих семей в распространении издаваемых информационных буклетов и иных материалов, в том числе путем публикации информации в СМИ;
- осуществляет контроль за организацией и осуществлением сопровождения замещающих семей на территории Новосибирской области (управление опеки и попечительства министерства социального развития Новосибирской области), в том числе путем осуществления мониторинга, проверок, проводимых в целях оценки эффективности деятельности по сопровождению замещающих семей в Новосибирской области.
Сопровождение замещающих семей осуществляется на безвозмездной основе.
11. Штатное расписание структурного подразделения организации, непосредственно осуществляющего деятельность по сопровождению замещающих семей, формируется в соответствии с рекомендациями Минобрнауки России от 01.09.2014 № ВК-1850/07 "О реструктуризации и реформировании организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей".
12. Для каждой замещающей семьи, в отношении которой осуществляется сопровождение, приказом руководителя (иного уполномоченного лица) организации определяется ответственный специалист, непосредственно организующий, контролирующий проведение мероприятий по сопровождению (далее - специалист службы сопровождения).
Специалист службы сопровождения в течение 30 дней с даты поступления заявления проводит первичную диагностику, информирует замещающую семью о результатах диагностики, о мероприятиях по сопровождению, организует подписание договора о сопровождении замещающей семьи по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
Составление индивидуальной программы сопровождения в случае нахождения семьи на кризисном сопровождении обязательно.
На период нахождения семьи на кризисном сопровождении специалист службы сопровождения с учетом индивидуальных особенностей и потребностей замещающей семьи составляет ее индивидуальную программу сопровождения и согласовывает ее с замещающими родителями, обеспечивает ее исполнение.
13. Документальное сопровождение, организуемое службой сопровождения замещающих семей:
1) папка семьи. В ней содержатся документы с информацией о работе с замещающей семьей, в том числе о предоставленной помощи, промежуточных результатах взаимодействия, сборе диагностического материала, в том числе:
- обобщенная информация о членах замещающей семьи, в том числе контактная информация;
- анкетные данные замещающих родителей;
- история работы с замещающей семьей;
- договор о сопровождении замещающей семьи;
- заявления о согласии на обработку данных, посещения жилого помещения и иные процедуры;
- индивидуальная программа сопровождения (в случае нахождения замещающей семьи на кризисном сопровождении);
- копии письменных рекомендаций специалиста службы сопровождения;
- фотоматериалы, публикации о замещающей семье (при наличии);
- характеристики на детей из образовательной организации (при наличии);
- документы о мониторинге здоровья ребенка (при наличии).
Специалист службы сопровождения оказывает помощь в форме консультирования по вопросам получения медицинской профилактической помощи;
2) журнал консультаций. Ведется в целях документирования работы специалиста службы сопровождения в соответствии с календарным планом и учета внеплановых мероприятий. Является обязательным документом, подтверждающим фактически проделанную работу. В журнале ведется раздельный учет следующих направлений работы:
- работа с кандидатами в замещающие родители;
- работа с замещающими семьями по месту жительства замещающей семьи, учебы ребенка;
- телефонные консультации, консультации в службе сопровождения;
3) индивидуальная программа сопровождения. Документ составляется в целях планирования и организации работы с замещающими семьями. Документ согласовывается с руководителем службы сопровождения и в течение десяти рабочих дней с даты поступления - начальником отдела опеки и попечительства администрации органа местного самоуправления муниципального образования Новосибирской области, на территории которого проживает замещающая семья (далее - отдел опеки и попечительства);
4) план работы специалиста службы сопровождения. Документ составляется в целях планирования работы специалиста службы сопровождения в течение отчетного периода, а также осуществления супервизии;
5) папка с листами регистрации мероприятий (семинаров, встреч клуба замещающих родителей, массовых мероприятий для замещающих семей);
6) папка для протоколов совещаний с отделом опеки и попечительства и документов, регламентирующих работу службы сопровождения;
7) ежемесячные количественные отчеты службы сопровождения;
8) полугодовой и годовой аналитический отчет службы сопровождения;
9) папка для хранения методических рекомендаций для специалистов службы сопровождения и отчетных документов службы сопровождения;
10) электронная папка для фотоматериалов;
11) график проведения занятий с замещающими семьями и список специалистов службы сопровождения, утвержденные приказом руководителя службы сопровождения (иного уполномоченного лица).
14. Межведомственное взаимодействие при реализации индивидуальной программы сопровождения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", а также путем направления писем в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
15. Договор о сопровождении замещающей семьи прекращает свое действие по следующим основаниям:
- по соглашению между организацией и замещающим родителем;
- отказ замещающего родителя от сопровождения (отказ оформляется в письменной форме);
- смерть замещающего родителя, ребенка (детей);
- выезд замещающей семьи или замещающего родителя на постоянное место жительства за пределы Новосибирской области;
- отобрание ребенка (детей) из замещающей семьи;
- освобождение или отстранение замещающего родителя от исполнения им своих обязанностей;
- прекращение опеки (попечительства).
16. Условия, обязательные для соблюдения в своей работе специалистами службы сопровождения:
1) служба сопровождения не является контрольно-надзорным органом. Главная ее функция состоит в проведении психолого-педагогических мероприятий. Работа службы сопровождения предполагает соблюдение условий конфиденциальности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) информацию, полученную от замещающих родителей, специалист службы сопровождения обязан хранить в тайне, соблюдая условия ответственного хранения любой персонифицированной информации;
3) участие замещающих семей целевой группы в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция) должно быть сознательным и добровольным. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию;
4) специалисты службы сопровождения всегда обязаны исходить из принципа "соблюдение интересов и прав ребенка". В случае обнаружения в замещающей семье ситуации, грозящей жизни или здоровью ребенка, специалист службы сопровождения обязан незамедлительно уведомить орган опеки и попечительства. Такая работа позволит обеспечить содействие индивидуальному развитию каждого ребенка, устроенного в замещающую семью;
5) приемный ребенок, семья ребенка и замещающий родитель знают специалиста службы сопровождения, его профессиональные обязанности и как связаться с ним;
6) специалист службы сопровождения должен уделять достаточно времени для регулярной работы с каждым замещающим родителем, заключившим договор о сопровождении замещающей семьи, и ребенком, контроля и содействия индивидуальному развитию каждого ребенка, устроенного в замещающую семью;
7) если работа с ребенком требует привлечения иного специалиста в той или иной области для своевременного решения проблем ребенка, специалист службы сопровождения предпринимает меры по организации ее получения, координации деятельности органов, ее предоставляющих;
8) специалист службы сопровождения для обеспечения эффективного мониторинга и документирования индивидуальной работы с каждой замещающей семьей, заключившей договор о сопровождении замещающей семьи, и ребенком (детьми) ведет папку каждой замещающей семьи с соблюдением условий безопасного хранения и ограниченного доступа к информации.
17. Этапы сопровождения замещающих семей:
индивидуальное собеседование с замещающей семьей (информирование замещающей семьи о проводимых мероприятиях);
заключение с одним из замещающих родителей (единственным замещающим родителем) договора о сопровождении замещающей семьи;
информирование замещающей семьи о проводимых мероприятиях;
первичная диагностика проблем замещающей семьи, определение форм и видов деятельности по сопровождению замещающей семьи, перечня мероприятий, проводимых с замещающей семьей;
разработка индивидуальной программы сопровождения, согласование ее с замещающими родителями (при осуществлении кризисного сопровождения);
реализация индивидуальной программы сопровождения замещающей семьи (при осуществлении кризисного сопровождения);
взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, образовательными и медицинскими организациями, организациями социального обслуживания, занятости населения, иными организациями, общественными объединениями для эффективного сопровождения замещающих семей;
при необходимости внесение изменений в договор о сопровождении замещающей семьи (в индивидуальную программу сопровождения при кризисном сопровождении);
совместное обсуждение с замещающими родителями и специалистами службы сопровождения результатов сопровождения.
Организация может оказывать разовые консультации замещающим семьям, обратившимся за помощью, на основании заявления, без заключения договора о сопровождении замещающей семьи.
18. Участие службы сопровождения в процессе отбора и подготовки кандидатов в замещающие родители позволяет участвовать в работе с кандидатом нескольким специалистам службы сопровождения, что должно повысить уровень объективности процесса отбора, позволяет проводить одно из собеседований дома у кандидатов. Такая встреча преследует не только цель лучше узнать семью и определить потенциальные условия приема ребенка, но и заложить основу для сотрудничества специалиста службы сопровождения с будущими замещающими родителями. Положительное заключение, полученное по итогам психологического собеседования и тестирования, не должно трактоваться буквально и не предполагает устройство в семьи кандидатов абсолютно любого ребенка, оставшегося без попечения родителей. Служба сопровождения оказывает содействие в подборе ребенка.
19. Показатели качества работы специалиста службы сопровождения замещающих семей (при отсутствии объективных причин, препятствующих достижению):
1-й год:
- 100% замещающих семей, заключивших договор о сопровождении замещающей семьи, посещаются специалистами службы сопровождения на регулярной основе, специалисты службы сопровождения ведут мониторинг воспитания детей в данных семьях;
- 100% замещающих семей, заключивших договор о сопровождении замещающей семьи, имеют телефон (e-mail) специалистов службы сопровождения;
- для 100% замещающих семей, заключивших договор о сопровождении замещающей семьи, выявлены потребности в помощи привлеченных специалистов, служба сопровождения по мере возможностей оказала содействие семьям в привлечении специалистов и провела анализ результатов данной работы;
- специалисты службы сопровождения с согласия замещающих родителей ознакомились с документами личного дела каждого ребенка из замещающей семьи в органе опеки и попечительства;
- определены дети из замещающих семей, нуждающиеся в диагностике здоровья и развития в специализированных учреждениях. По итогам диагностики с замещающими родителями (а также при необходимости с педагогами образовательных организаций) оговорены условия индивидуального сопровождения детей с учетом рекомендаций специалистов службы сопровождения;
- в службе сопровождения ведется папка каждой замещающей семьи, заключившей договор о сопровождении замещающей семьи;
- служба сопровождения имеет возможность поддерживать оперативный контакт с каждой замещающей семьей (наличие у специалистов службы сопровождения адресов и телефонов каждой замещающей семьи);
- служба сопровождения поддерживает контакт со специалистами и организациями, которые могут оказать поддержку замещающей семье и ребенку, при необходимости привлекает к работе с замещающей семьей специалистов организаций социального обслуживания, иных организаций. Специалисты службы сопровождения определяют возможных партнеров в работе с замещающей семьей и оговаривают с каждым задачи и условия взаимодействия;
- специалисты службы сопровождения имеют полную информацию о социальном окружении каждой замещающей семьи, при необходимости оказывают поддержку замещающей семье во взаимодействии с общественными и иными организациями, кровными родителями;
- выявлены замещающие семьи, имеющие проблемы и потребность в помощи;
- службы сопровождения замещающих семей своевременно выявляют и ставят на учет замещающие семьи, нуждающиеся в особом контроле и поддержке (семьи группы риска);
- для 100% выявленных и поставленных на учет замещающих семей группы риска сформулирован прогноз, задачи и критерии выхода из кризиса (определен уровень мотивации родителей на изменение ситуации, проанализировано психологическое состояние детей, определена целесообразность нахождения детей в семье и т.д.);
- из числа семей группы риска определены замещающие семьи, в которых имеются факты/последствия неэффективного устройства детей, сформулированы задачи работы с данной категорией замещающих семей (по итогам года обобщена информация о данной группе, выводы представлены в орган опеки и попечительства);
- службы сопровождения ведут прием граждан и очные консультации для целевой группы на регулярной основе;
- определены формы регулярной групповой работы с замещающими семьями с целью поддержки и формирования сообществ замещающих родителей;
- службы сопровождения регулярно информируют население о своей работе.
2-й год:
- доля замещающих семей, в которых нормализован эмоциональный микроклимат (успешно прошла адаптация детей, улучшились детско-родительские отношения, снизилось количество конфликтов), составляет не менее 85%;
- доля детей в замещающих семьях, у которых уменьшилось количество негативных проявлений в поведении ребенка в замещающей семье и образовательной организации, составляет не менее 85%;
- доля замещающих семей, в которых замещающие родители организуют различные позитивные виды совместной деятельности и досуга с детьми, составляет не менее 90%;
- доля замещающих семей с достаточным, по мнению специалиста службы сопровождения, сформированному на основании результатов тестирований и иной информации, полученной в ходе сопровождения замещающей семьи, уровнем позитивных поддерживающих связей и контактов составляет не менее 90%;

- доля семей, удовлетворенных полученной в рамках деятельности по сопровождению замещающих семей, составляет не менее 95% (на основании результатов опросов, проведенных специалистом службы сопровождения, а также иной информации, полученной специалистом).
Конечный социально значимый результат деятельности по сопровождению замещающих семей:
- способность замещающей семьи самостоятельно удовлетворять потребности детей в родительской заботе и уходе, развивать и социализировать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- положительная динамика развития детей в замещающих семьях, высокий уровень психологического комфорта;
- отсутствие неудовлетворенных потребностей замещающих семей в психолого-педагогической поддержке;
- отсутствие возвратов детей из замещающих семей.
20. Независимая оценка деятельности служб сопровождения субъектами общественного контроля может осуществляться на основании данных независимого телефонного опроса или анкетирования замещающих семей по итогам года.
21. Для оказания поддержки специалистам службы сопровождения в целях соблюдения ими требований настоящего Порядка, достижения и поддержания необходимого качества проводимых мероприятий, уменьшения риска возникновения и развития синдрома эмоционального выгорания каждому специалисту службы сопровождения органом опеки и попечительства назначается куратор (из числа сотрудников органа опеки и попечительства). На период до такого назначения куратор может быть назначен приказом руководителя (иного уполномоченного лица) организации из числа работников организации либо по согласованию из числа специалистов образовательных или медицинских организаций, организаций социального обслуживания, иных организаций.
В процессе подготовки к супервизии специалист службы сопровождения выделяет и анализирует трудные случаи из своей практики. При анализе трудного случая специалист службы сопровождения оценивает результаты каждого мероприятия с использованием описания результатов и критериев оценки результатов. Специалист службы сопровождения выделяет и формулирует свои актуальные на данный момент профессиональные трудности, возникающие в процессе работы. Затем на их основе специалист службы сопровождения формулирует и оформляет запрос к супервизору. В ходе супервизии осуществляется обсуждение трудных случаев из практики специалиста, результатов предоставления услуги, проводится анализ проделанной работы. Специалист службы сопровождения получает рекомендации по преодолению своих профессиональных трудностей.
22. Требования к помещениям службы сопровождения:
1) для обеспечения приема замещающих родителей:
место проведения мероприятий по сопровождению замещающих семей должно находиться в транспортной доступности от места проживания замещающей семьи. Кабинет для консультаций должен соответствовать условиям соблюдения конфиденциальности консультации, санитарным и противопожарным нормам, установленным для организаций социального обслуживания;
2) для семинаров-тренингов:
помещение от 20 кв. м с удобными, свободно перемещаемыми стульями. Возможность затемнения окон. Кабинет должен быть хорошо проветриваемым, с искусственным и естественным освещением, соответствовать санитарным и противопожарным нормам, установленным для организаций социального обслуживания. Предусматривать подключение к сети мультимедийной техники.





Приложение № 1
к Порядку
организации и осуществления
сопровождения замещающих семей на
территории Новосибирской области

Примерная форма

ДОГОВОР О СОПРОВОЖДЕНИИ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ

г. ________________ "____" ___________ 201__ г.

__________________________________________________________________________,
в лице ___________________________________________________________________,
(должность, фамилия, имя, отчество (последнее -
при наличии) должностного лица)
действующего на основании _________________________, именуемый в дальнейшем
"Исполнитель", и гражданин(ка) ___________________________________________,
(фамилия, имя, отчество (последнее -
при наличии) замещающего родителя,
паспортные данные)
далее именуемый "Замещающий родитель", совместно именуемые в дальнейшем
"Сторонами", заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Определения, термины и понятия

1.1. Замещающие родители - усыновители, опекуны (попечители) в замещающей семье.
1.2. Замещающие семьи - семьи, принявшие на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
1.3. Индивидуальная программа сопровождения - документ, включающий в себя перечень мероприятий по сопровождению замещающей семьи, сроки их исполнения, планируемый результат, разрабатываемый при осуществлении кризисного сопровождения.
1.4. Служба сопровождения замещающих семей - организация (структурное подразделение организации), осуществляющая сопровождение замещающих семей в соответствии с договором о сопровождении замещающей семьи.
1.5. Сопровождение замещающих семей - деятельность, направленная на оказание консультативной, психологической, педагогической, правовой, социальной и иной помощи.

2. Предмет договора

2.1. По настоящему договору Исполнитель на основании заявления от Замещающего родителя обязуется осуществлять сопровождение замещающей семьи в соответствии с условиями настоящего договора (при кризисном сопровождении - в соответствии с индивидуальной программой сопровождения по форме согласно приложению к настоящему договору).
2.2. Перечень мероприятий по сопровождению замещающих семей, предоставляемых Исполнителем, при кризисном сопровождении определяется индивидуально в приложении к настоящему договору.
2.3. Сопровождение замещающих семей осуществляется на безвозмездной основе.

3. Права и обязанности Исполнителя и Замещающего родителя

3.1. Исполнитель обязан:
3.1.1. Осуществлять сопровождение замещающих семей в соответствии с условиями настоящего договора.
При кризисном сопровождении - в соответствии с индивидуальной программой сопровождения.
3.1.2. Соблюдать принципы деятельности по сопровождению замещающих семей, установленные Порядком организации и осуществления сопровождения замещающих семей на территории Новосибирской области, утвержденным приказом министерства социального развития Новосибирской области.
3.1.3. Обеспечить равные возможности всех членов замещающей семьи в получении и доступности мероприятий по сопровождению замещающей семьи.
3.1.4. Обеспечить соблюдение правил профессиональной этики, принятых в организации, осуществляющей сопровождение замещающих семей, при взаимодействии с замещающей семьей.
3.1.5. Назначить ответственного специалиста, непосредственно организующего, контролирующего проведение мероприятий по сопровождению и отвечающего за конечный результат.
3.1.6. При кризисном сопровождении обеспечить реализацию индивидуальной программы сопровождения.
3.1.7. Обеспечить документальное сопровождение деятельности, направленной на оказание консультативной, психологической, педагогической, правовой, социальной и иной помощи замещающей семье в соответствии с Порядком организации и осуществления сопровождения замещающих семей на территории Новосибирской области, утвержденным приказом министерства социального развития Новосибирской области.
3.1.8. Хранить в тайне, соблюдая условия ответственного хранения любой персонифицированной информации, полученной от замещающих родителей.
3.1.9. Согласовывать участие Замещающего родителя во всех мероприятиях по сопровождению замещающей семьи, организованных Исполнителем.
3.1.10. В случае возникновения кризисной ситуации в замещающей семье принять меры для оказания помощи.
3.1.11. При проведении мероприятий по сопровождению замещающей семьи учитывать ее индивидуальные особенности, определяя вид сопровождения.
3.2. Исполнитель имеет право:
3.2.1. Самостоятельно определять формы и методы взаимодействия с замещающей семьей.
3.2.2. Проводить диагностическое тестирование членов замещающей семьи.
3.2.3. Осуществлять посещение замещающей семьи по месту жительства, предварительно согласовав с Замещающим родителем дату и время визита.
3.2.4. При необходимости проводить мероприятия по сопровождению замещающих семей наедине с ребенком (детьми).
3.3. Замещающий родитель дает свое согласие на:
3.3.1. Посещение специалистами Исполнителя своего жилого помещения, проведение консультаций и диагностики психологического состояния членов замещающей семьи по месту своего жительства.
3.3.2. Проведение специалистами Исполнителя мероприятий по сопровождению замещающих семей наедине с ребенком (детьми).
3.3.3. Обработку в установленном законом порядке своих персональных данных в целях осуществления сопровождения замещающей семьи, оказания психологической, педагогической, социальной и иной помощи.
3.3.4. Получение специалистами Исполнителя документов о замещающей семье в органах местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области, наделенных отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3.4. Замещающий родитель имеет право:
3.4.1. На предоставление бесплатной квалифицированной помощи педагога-психолога, социального педагога и иных специалистов, привлекаемых Исполнителем для оказания помощи замещающей семье.
3.4.2. На бесплатное участие в мероприятиях, проводимых Исполнителем по вопросам сопровождения замещающей семьи.
3.4.3. На получение рекомендаций по вопросам воспитания и адаптации ребенка (детей), преодоления кризисной ситуации, разрешения конфликтных ситуаций.
3.4.4. Информировать Исполнителя о своих претензиях относительно объема и качества проводимых мероприятий по сопровождению замещающей семьи.

4. Срок договора, основания расторжения
и прекращения договора

4.1. Настоящий договор вступает в силу со дня его подписания и действует до наступления совершеннолетия ребенка (младшего ребенка в замещающей семье).
4.2. Настоящий договор прекращает свое действие по следующим основаниям:
- по соглашению между Исполнителем и Замещающим родителем;
- отказ Замещающего родителя от сопровождения (отказ оформляется в письменной форме);
- смерть Замещающего родителя, ребенка (детей);
- выезд Замещающего родителя (семьи) на постоянное место жительства за пределы Новосибирской области;
- отобрание ребенка (детей) у Замещающего родителя (семьи);
- освобождение или отстранение Замещающего родителя от исполнения им своих обязанностей;
- прекращение опеки (попечительства).

5. Заключительные положения

5.1. Все изменения, которые вносятся в настоящий договор, считаются действительными, если они оформлены в письменном виде, подписаны уполномоченными на то лицами.
5.2. Настоящей договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из сторон.


7. Реквизиты и подписи Сторон

Исполнитель:
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________

"____" _______________ 201__ г.
Замещающий родитель:
фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) _______________________________
адрес места жительства __________________
_______________________________________
данные паспорта (серия, номер, дата и место выдачи) ________________________________
_______________________________________

"____" _______________ 201__ г.





Приложение
к договору
сопровождения замещающей семьи

Примерная форма

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ

Составлена специалистами:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
"____" _____________________ г.
Данные о семье:

Состав семьи
Фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии)
Дата рождения/возраст/пол
Родители


Приемные дети


Кровные дети


Проживающие с семьей родственники


Адрес, контакты


Краткое описание
проблемы: _________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

Цель работы с семьей:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

N
Мероприятие
Даты, сроки
Ответственный Ф.И.О./должность
Отметка о результате



















































Исполнитель: Замещающий родитель:
____________________________________ ____________________________________
____________________________________ ____________________________________
____________________________________ ____________________________________
____________________________________ ____________________________________
____________________________________ ____________________________________
____________________________________ ____________________________________
"____" ____________ 201__ г. "____" ____________ 201__ г.

Согласовано:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
"____" ____________ 201__ г.





Приложение № 2
к Порядку
организации и осуществления
сопровождения замещающих семей на
территории Новосибирской области

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН
РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТА СЛУЖБЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ С ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕЙ

Этап
Мероприятия (обязательные и целевые)
Продолжительность
Документация
Основные действия и результаты
Исполнитель
Подготовительный этап: установление контакта с замещающими семьями (1 месяц)
Замещающие семьи с разным стажем воспитания приемных детей, ранее не охваченные сопровождением
Изучение информации о замещающей семье и ребенке, имеющейся в отделе опеки и попечительства (далее - ООиП)
От 30 минут до 1 часа на семью
Создание и внесение информации в папку семьи
Мероприятие проходит в формате совещания-консультации в ООиП и изучения документов личных дел, хранящихся в ООиП.
Ключевые критерии эффективности мероприятия:
специалист службы сопровождения получил первичную информацию о замещающей семье.
Специалист службы сопровождения изучил мнение сотрудников ООиП о ситуации в замещающей семье.
Примечание: в соответствии с трудовым договором и должностной инструкцией специалист службы сопровождения несет ответственность за неразглашение персональных данных, полученных от специалистов ООиП, обязан соблюдать условия ответственного и безопасного хранения данных (папок семьи)
Социальный педагог, психолог

Проведение презентации службы сопровождения для замещающих родителей
Не менее 40 минут
План мероприятия, список участников
Мероприятие может проводиться в рамках встреч с замещающими родителями, организованных ООиП (например планового родительского собрания).
Ключевые критерии эффективности мероприятия:
замещающие родители получили информацию об услугах службы сопровождения и условиях предоставления.
Специалисты службы сопровождения по возможности выяснили, какие услуги замещающие родители считают наиболее востребованными, удовлетворяет ли предложенный спектр существующему запросу.
Замещающие родители получили буклет службы сопровождения с краткой информацией об услугах и способах связи со специалистами службы сопровождения.
Специалисты службы сопровождения проинформировали замещающих родителей о возможности посещения их семьи по месту жительства, разъяснили необходимость и основные преимущества такого формата встречи.
Замещающие родители получили исчерпывающую информацию о содержании договора о сопровождении замещающей семьи.
Замещающие родители получили ответы на возникшие вопросы, связанные с работой службы сопровождения.
Примечание: на презентации необходимо подчеркнуть отсутствие у службы сопровождения контрольно-надзорной функции и основные принципы работы, такие как конфиденциальность. Рекомендуется проводить презентацию неформально с использованием специализированных игр и упражнений. Рассказывать об услугах службы сопровождения, используя наглядный материал или электронную презентацию. Выдавать клиентам бланки договора о сопровождении замещающей семьи для ознакомления до последующей встречи, подробно разъясняя суть ключевых пунктов договора о сопровождении замещающей семьи. Отслеживать с помощью приемов обратной связи результативность мероприятия
Социальный педагог, психолог

Составление плана-графика первичного посещения замещающих семей по месту жительства
-
План-график посещения вносится в план работы службы сопровождения в отчетный период
Критерии эффективности мероприятия:
согласованный с замещающими семьями (по телефону) план посещения с целью знакомства. Отсутствие существенных расхождений между запланированными и реализованными мероприятиями.
Примечание: при необходимости согласование первичного посещения проводится при поддержке ООиП. ООиП организует транспортную поддержку мероприятий плана в соответствии с соглашением о сотрудничестве между администрацией муниципального образования и учреждением, осуществляющим сопровождение
Социальный педагог, психолог

Первичное посещение семьи по месту жительства
0,5 - 1 час на семью
Отметка в журнале консультаций (в разделе "Работа с замещающими семьями по месту жительства").
Договор о сопровождении замещающей семьи (согласие на посещение жилого помещения)
Ключевые критерии эффективности мероприятия:
знакомство специалиста службы сопровождения с условиями проживания замещающей семьи. Кровные дети и родственники, проживающие с семьей, познакомились со специалистами службы сопровождения. Определены проблемы и потребности замещающей семьи в сопровождении. Замещающая семья мотивирована на сотрудничество. Замещающие родители понимают значимость предложенных услуг. Члены семьи ознакомлены со способами связи со специалистом службы сопровождения. Согласован порядок взаимодействия с замещающей семьей.
Примечание: договор о сопровождении замещающей семьи подписывается при условии изучения клиентом полного текста договора и получения ответа на все интересующие его вопросы. Итоги визита специалист службы сопровождения фиксирует после посещения замещающей семьи. Беседа с ребенком проводится с устного согласия замещающих родителей в неформальном ключе: желательно попросить его показать комнату, любимые уголки в доме, посмотреть игрушки, фотографии, постеры, что-то ценное для ребенка и по ходу беседовать. По окончании встречи специалист благодарит замещающих родителей и детей за встречу и согласовывает порядок дальнейшего взаимодействия. Во время первого визита специалисту службы сопровождения не рекомендуется делать записей
Социальный педагог, психолог

Психолого-педагогические консультации для замещающих родителей до и во время первичного посещения
Плановый временной норматив <*>: 30 минут до 1 часа на семью (по обращению)
Отметка в журнале консультаций
Ключевые критерии эффективности мероприятия:
обратившиеся замещающие родители удовлетворены полученной консультацией, при необходимости согласованы последующие встречи.
Примечание: специалист службы сопровождения должен отслеживать с помощью приемов обратной связи удовлетворенность замещающих родителей полученной информацией и при необходимости рекомендовать повторную встречу в удобное время. Замещающие родители получают визитку специалиста службы сопровождения с указанием контактного телефона.
В случае приема ребенка в возрасте от 6 лет замещающей семье оказывается консультативная помощь в подготовке и адаптации ребенка в школе, специалист службы сопровождения устанавливает взаимодействие со школой с целью создания благоприятных условий адаптации, профилактики конфликтов семьи и школы.
<*> Фактическая продолжительность консультации не фиксируется жесткими нормативами, специалист службы сопровождения определяет время окончания встречи из ситуации, сложности проблемы
Социальный педагог, психолог

Кандидаты в замещающие родители
Знакомство с кандидатами в замещающие родители в рамках подготовительного этапа обучения граждан, выразивших желание принять на воспитание ребенка (обязательное)
1 - 2 часа
Отметка в журнале консультаций (в разделе "Работа с кандидатами").
Заполнена анкета семьи. Получено письменное согласие на посещение семьи по месту жительства
Ключевые критерии эффективности мероприятия:
кандидаты в замещающие родители познакомились со специалистом службы сопровождения.
Специалист в ходе беседы получил информацию о семье кандидата в замещающие родители, задав необходимые вопросы.
Кандидаты в замещающие родители получили визитку специалиста службы сопровождения и информационный буклет службы сопровождения.
Получено согласие семьи кандидата в замещающие родители на сопровождение, согласован порядок взаимодействия с семьей.
Выявлен первичный запрос будущих замещающих родителей на сопровождение процесса подбора ребенка.
Кандидаты получили информацию об организациях, осуществляющих деятельность по сопровождению замещающих семей.
Примечание: специалист службы сопровождения составляет анкетные данные семьи для папки семьи
Социальный педагог, психолог
Посещение семьи кандидатов в замещающие родители по месту жительства (целевое)
до 0,5 часа на семью
Отметка в журнале консультаций (в разделе "Работа с кандидатами")
Ключевые критерии эффективности мероприятия:
специалист службы сопровождения ознакомился с условиями проживания семьи. Кровные дети и родственники, проживающие с семьей, познакомились со специалистами службы сопровождения. Определены возможные риски адаптации. Специалист при необходимости дал рекомендации семье по организации материально-бытовых условий приема ребенка
Социальный педагог, психолог

Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации ребенка в замещающей семье
Период 6 - 12 месяцев.
Телефонный контакт (не реже 1 раза в месяц).
Посещение по месту жительства (не реже 1 раза в 2 месяца)
Ведение папки семьи (анализ параметров адаптации).
Отметка в журнале консультаций (в разделе "Работа с кандидатами")
Ключевые критерии эффективности мероприятия:
замещающая семья проинформирована об особенностях воспитания ребенка и возможных вариантах протекания этапов адаптационного кризиса. Замещающие родители знают о возможных источниках помощи в случае возникновения трудностей и мотивированы на обращение за ней.
Примечание:
при необходимости специалисты службы сопровождения помогают замещающей семье (впервые принявшей ребенка на воспитание) в решении социальных, правовых и медицинских проблем ребенка.
При принятии ребенка с особыми потребностями в уходе и индивидуальной реабилитационной и развивающей работе, специалисты службы сопровождения совместно с кандидатами в замещающие родители составляют индивидуальную программу сопровождения замещающей семьи, которая может включать ресурс узких специалистов
Социальный педагог, психолог
Базовый критерий результата успешного прохождения подготовительного этапа: замещающая семья мотивирована на сотрудничество и не против посещения специалистом службы сопровождения по месту жительства
Диагностический этап: определение семейной ситуации, формирование целевых фокус-групп, 1 - 3 месяца
Исследование ситуации в замещающей семье в рамках регулярного посещения по месту жительства
Посещение замещающей семьи (не менее 2 посещений за период, от 1,5 до 3 часов работы в семье в одно посещение, без учета консультаций по запросу)
Отметка в журнале консультаций. Внесение информации по итогам посещения замещающей семьи в папку семьи
Ключевые критерии эффективности мероприятия: проведена диагностика отношений в замещающей семье с использованием наблюдения и проективных методик. Исследованы основные параметры семейной системы, выявлены возможные проблемы семейных отношений, определен уровень психологического комфорта, адаптации и развития ребенка в замещающей семье. Проанализированы ресурсы и слабые стороны замещающей семьи в вопросе ухода, воспитания и развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Сформулированы особенности ребенка, определены задачи развития. Изучен уровень работы замещающей семьи за период, прошедший с момента принятия в семью ребенка. Выявлены первоочередные потребности замещающей семьи в психологической поддержке
Психолог
Ключевые критерии эффективности мероприятия: выявлены трудности в воспитании детей, уточнены актуальные запросы замещающей семьи на сопровождение и цели работы с ней. Проанализированы социальные связи замещающей семьи, определены зоны риска и уровень интеграции замещающей семьи в социум, выявлены возможные проблемы. Замещающая семья мотивирована на дальнейшее сотрудничество
Социальный педагог
Обобщение информации о семье, определение фокус-группы сопровождения
До 2 часов на семью
Работа с папками семей
Определены фокус-группы замещающих семей:
- успешные;
- семьи группы риска;
- закрытые семьи (не идущие на контакт, возражающие против сотрудничества)
Социальный педагог, психолог

Составление проекта индивидуальной программы сопровождения (далее - ИПС)
До 1 часа на семью
Договор о сопровождении замещающей семьи с приложением ИПС
Ключевые критерии эффективности мероприятия: составлены ИПС в соответствии с критериями риска.
Примечание: комплекс мероприятий должен включать индикаторы эффективности. По каждой замещающей семье должен быть составлен прогноз развития ситуации. Предусмотрены меры по мотивации замещающей семьи к сотрудничеству и стимулированию выполнения рекомендаций специалистов службы сопровождения

Консультации с семьей группы риска по ИПС, коррекция ИПС с учетом результатов консультации


Примечание: психолог излагает членам семьи обобщенные данные диагностики, максимально акцентируя внимание замещающей семьи на сильных и слабых сторонах семьи, отдельных членов семьи (в том числе ребенка), задачах, которые замещающая семья может решать совместно со специалистами службы сопровождения для преодоления трудностей, развития семьи. Обсуждение результатов должно проходить в поддерживающем замещающую семью ключе, содержать направленность на изменения. Специалист службы сопровождения предлагает семье участие в мероприятиях ИПС, объясняет форму их проведения, требуемое для них время, какие специалисты будут проводить, какие усилия требуются со стороны семьи. Среди мероприятий могут быть консультации специалистов, посещение групп поддержки, решение социальных задач с помощью ответственного специалиста, занятия по развитию родительской компетентности, досуговые мероприятия для всей семьи и для отдельных членов семьи. ИПС должна соответствовать полученным данным об особенностях семьи и быть принятым семьей. При необходимости для убеждения и стимулирования семьи к сотрудничеству в принятии и выполнении ИПСЗС может быть привлечен орган опеки и попечительства.
Ключевой критерий: ИПС одобрена семьей и выполнена в полном объеме


Совещание с ООиП по итогам диагностического этапа работы службы

Папка для протоколов совещаний.
Папка с листами регистрации мероприятий.
Почасовой план работы специалиста службы сопровождения
Ключевые критерии эффективности мероприятия:
информация о фокус-группах передана в ООиП. Принято решение об индивидуальной стратегии работы с закрытыми семьями (семьями, которые не идут на контакт со службами сопровождения).
Определены варианты экстренного вмешательства в семьи, имеющие устойчивый негативный прогноз


Консультирование замещающих семей (по запросу)


Специалисты службы сопровождения оказывают консультативную помощь по психолого-педагогическим вопросам замещающим семьям, проходящим диагностический этап (по обращению). Напоминают о возможности получить помощь при каждом контакте с замещающей семьей

Этап мониторинга и сопровождения (этап активного сопровождения)
Мониторинг воспитания и развития детей в замещающей семье (обязательное)
В ходе планового посещения по месту жительства
Не реже 1-го раза в 2 месяца по общему правилу, с обязательным учетом индивидуальных особенностей семьи и составлении при необходимости индивидуального графика
Отметка в журнале консультаций.
Ведение папок семьи
Примечание: беседа с ребенком должна проходить в неформальном ключе в присутствии и с согласия замещающих родителей. Основную информацию о ребенке специалист службы сопровождения получает в ходе наблюдения в совместной творческой или игровой деятельности. В ходе реализации мероприятия специалист ведет документацию, отражающую развитие ребенка. В работе с семьями группы риска основной фокус внимания сосредоточен на фиксировании динамики развития ситуации под действием предпринятых мер сопровождения в соответствии с ИПС, а также сборе дополнительной информации с целью оптимизации ИПС. В отдельных случаях при работе с семьями группы риска, когда ООиП необходимо принять решение о целесообразности нахождения ребенка в приемной семье, специалист службы сопровождения собирает дополнительную информацию для анализа и прогнозирования развития кризисной ситуации.
Ключевые критерии эффективности мероприятия:
специалист собрал информацию об уровне адаптации ребенка в семье. На основе наблюдений, общения с детьми и взрослыми в замещающей семье, проективных методик специалист службы сопровождения сделал выводы о ресурсах замещающей семьи:
- обеспечении замещающей семьей основных прав ребенка;
- обеспечении соответствия воспитания и содержания ребенка его индивидуальным потребностям;
- уровне развития навыков социальной адаптации;
- уровне психологического комфорта ребенка в семье;
- эффективности коммуникации и адекватности распределения ролей в семье;
- интегрированности замещающей семьи в социум;
- работе замещающих родителей по поддержанию связи с кровной семьей;
- реабилитационных и оздоровительных мероприятиях
Социальный педагог, психолог.
Социальный педагог, психолог

Психолого-педагогическое консультирование замещающих родителей (по обращению)



Ключевые критерии эффективности мероприятия:
замещающие родители получили ответы на все возникшие вопросы, удовлетворены уровнем оказанной консультативной помощи. Ребенок (дети) в замещающей семье и ближайшее окружение имеют возможность обратиться к специалисту службы сопровождения за консультацией.
Примечание: при необходимости специалист службы сопровождения принимает решение о привлечении другого специалиста службы сопровождения, обладающего большей компетентностью в вопросе или проблеме клиента.
Мероприятие направлено на:
- своевременное выявление ситуаций, приводящих к семейным кризисам;
- повышение осведомленности службы сопровождения в вопросах соблюдения прав ребенка в семьях;
- повышение эффективности воспитания за счет своевременной профилактической работы и обладания достаточной информацией для составления оптимальных рекомендаций замещающим родителям
Психолог, социальный педагог

Оказание психологической помощи родителям в целях профилактики эмоционального выгорания (целевое)



Примечание: мероприятие направлено на снижение рисков, обусловленных психологической усталостью замещающих родителей. Специалист своевременно оказывает поддержку замещающим родителям, помогает фиксировать положительную динамику в адаптации и развитии детей, справляться с эмоциональными кризисами, использовать техники снятия усталости.
Ключевые критерии эффективности мероприятия:
- снижение количества замещающих семей с низким ресурсом воспитания, обусловленным эмоциональным выгоранием замещающих родителей;
- повышение мотивации замещающих родителей к сотрудничеству со специалистами службы сопровождения и выполнению рекомендаций консультанта

Оказание методической консультативной помощи родителям в вопросах воспитания и развития ребенка (в ходе планового посещения замещающей семьи по месту жительства) (целевое)
Примечание: на основе информации, собранной в ходе мониторинга воспитания и развития ребенка в замещающей семье, специалист службы сопровождения дает рекомендации родителям, направленные на повышение эффективности воспитания, применение альтернативных форм коммуникации с ребенком. Специалист службы сопровождения помогает замещающим родителям разбираться в психологии отношений с ребенком, приобретать опыт анализа поведения детей, оценивать сильные и слабые стороны тех или иных педагогических решений. Обучает педагогическим и психологическим навыкам взаимодействия с ребенком (играм с детьми, доступным родителям методикам обучения и развития ребенка). Консультирует по вопросам организации пространства в доме, коррекции правил, режима дня, интеграции историй кровной и замещающей семей, способам сохранения связи с историей ребенка.
Ключевые критерии эффективности мероприятия:
- уменьшение количества выявленных фактов применения замещающими родителями неэффективных, деструктивных педагогических приемов;
- применение рекомендаций специалиста службы сопровождения замещающими родителями на практике;
- положительная оценка замещающими родителями произошедших изменений;
- повышение уровня сотрудничества и доверия между замещающими родителями и детьми
Социальный педагог, психолог

Помощь семье в преодолении внутрисемейных конфликтов, нарушений коммуникации в ходе внепланового или планового посещения семьи (целевое)



Примечание: используя технологию медиации и практику индивидуального консультирования, специалист службы сопровождения помогает в преодолении трудностей в воспитании с минимальными потерями. Проводит целенаправленную индивидуальную работу с детьми и замещающими родителями по развитию навыков разрешения конфликтов, эффективной коммуникации.
Ключевые критерии эффективности мероприятия:
- специалист службы сопровождения своевременно выявляет конфликтные ситуации и нарушения коммуникации в замещающих семьях;
- снижение количества острых конфликтов в замещающих семьях;
- повышение уровня сотрудничества и доверия между членами замещающей семьи
Психолог
Анализ данных о замещающей семье, подготовка информации для официальных заключений и рекомендаций
Не реже 1 раза в квартал

Примечание: по запросу ООиП, по согласованию с работодателем специалист службы сопровождения готовит информацию для официального заключения, характеризующего ситуацию в семье. По запросу замещающих родителей, по согласованию с супервизором специалист службы сопровождения готовит письменные рекомендации по вопросам воспитания ребенка (детей)
Социальный педагог, психолог
Очное консультирование замещающих семей (по запросу, в приемные дни)
1 раз в неделю
(не менее 20 часов в месяц)
Отметка в журнале консультаций
Ключевой критерий эффективности мероприятия:
- замещающие родители знают о расписании приемных дней специалистов службы сопровождения, имеют возможность регулярного обращения к специалисту службы сопровождения;
- рост количества обращения замещающих родителей за консультацией (в течение 1 года с момента принятия в семью на воспитание ребенка (детей));
- снижение количества выявляемых проблем в замещающих семьях на поздней стадии развития (последующие годы).
Примечание: для отдаленных районов в местах проживания замещающих семей рекомендуется проведение выездных приемных дней на базе местных учреждений. Желательно, чтобы мероприятия осуществлялись на территории организации - службы сопровождения, что способствует большей эффективности психологической работы
Социальный педагог, психолог

Встречи с классными руководителями, учителями.
Содействие адаптации ребенка в школе
Не реже 1 раза за учебную четверть

Примечание: специалист службы сопровождения получает дополнительную информацию об уровне адаптации ребенка (детей) в замещающей семье в детском коллективе, уровне успеваемости и трудностях в обучении. Обсуждает с педагогами условия индивидуального подхода в обучении воспитанников приемных семей, имеющих особенности развития и здоровья.
Оказывает методическую помощь учителям и педагогам дополнительного образования в организации работы с ребенком, поступившим в класс в период адаптации в замещающей семье.
Координирует усилия учителей и замещающих родителей по работе с ребенком, испытывающим трудности в обучении.
Оказывает методическую поддержку замещающим родителям и учителям в вопросах индивидуальной работы с ребенком по преодолению трудностей адаптации и обучении в школе, учета особенностей и возможностей ребенка при составлении программы занятий.
Привлекает специалистов для репетиторской работы с ребенком (детьми).
Проводит мероприятия по просвещению педагогов в вопросах работы с детьми из замещающих семей.
Ключевые критерии эффективности мероприятия:
- снижение количества фактов возникновения конфликтов между замещающей семьей и школой, ребенком и учителями, развитие сотрудничества образовательных организаций и приемных семей;
- усиление участия школы в сопровождении ребенка;
- увеличение роли замещающих родителей по преодолению трудностей обучения, освоение и применение родителями приемов внеклассной развивающей и коррекционной работы;
- снижение количества фактов нежелания замещающих родителей прилагать усилия по преодолению трудностей обучения ребенка;
- адаптация к школе учеников, воспитывающихся в замещающих семьях
Социальный педагог

Обучение замещающих родителей (групповые мероприятия, направленные на повышение профессиональной компетентности, развитие педагогических знаний и навыков)
Не реже 3 раз в год.
Не менее 15 часов в год

Примечание:
в ходе мероприятий:
- замещающие родители регулярно повышают профессиональную компетентность в вопросах воспитания принятых в семью на воспитание детей;
- получают методическую помощь от специалистов в вопросах разрешения конкретных ситуаций, возникающих в семье;
- тренируют навыки анализа поведения ребенка, эффективной коммуникации и управления поведением, выбора стратегии и приемов воспитания с учетом особенностей детей и возрастного периода развития.
Ключевые критерии эффективности мероприятия:
приемы обратной связи и взаимодействие с замещающими семьями между сессиями обучения позволяет сделать однозначный вывод об успешном применении замещающими родителями полученных знаний на практике. Специалисты службы сопровождения обобщают проблемы, с которыми сталкиваются замещающие родители, дополняют программу актуальными тематическими блоками. Полученная информация на семинаре дает материал для мониторинга ситуации в замещающих семьях района, возможность сформулировать индивидуальные задачи сопровождения для той или иной семьи. Участники демонстрируют актуализацию собственных знаний и опыта, большую открытость и готовность к сотрудничеству. Улучшен эмоционально-доверительный контакт замещающих родителей и консультантов службы. Повысился интерес замещающих родителей к участию в семинарах, к рассмотрению тех или иных вопросов и ситуаций, желание следовать рекомендациям консультантов. Растет количество замещающих родителей, посещающих семинары на регулярной основе


Проведение коррекционных и развивающих индивидуальных занятий с ребенком.
Выдача рекомендаций родителям (целевой)


Примечание: мероприятие организуется службой сопровождения с привлечением сторонних специалистов и направлено на предупреждение отклонений и трудностей в развитии, исправление и реконструкцию индивидуальных познавательных качеств и недостатков поведения ребенка в сочетании с созданием условий для его личностного развития. Данная услуга может оказываться замещающим семьям, принявшим на воспитание детей из коррекционных учреждений или рекомендована замещающим родителям в ходе мониторинга воспитания и развития детей.
Ключевые критерии эффективности мероприятий:
- охват формами индивидуальной помощи 100% замещающих семей с негативной динамикой развития воспитанников;
- замещающие родители следуют рекомендациям специалистов;
- улучшение динамики развития детей в большинстве замещающих семей, воспитывающих детей коррекционной группы


Индивидуальная психологическая помощь детям


Ключевые критерии эффективности мероприятий:
дети и замещающие родители знают о возможности обращения за помощью к специалисту службы сопровождения. Отсутствие случаев позднего выявления продолжительных, острых, затяжных конфликтов между замещающими родителями и детьми. Снижение тревожности у детей, принятых в семью на воспитание, прошедших серию сеансов работы с психологом.
Примечание:
предоставление услуги может быть инициировано замещающими родителями по рекомендации специалиста службы сопровождения или самими детьми с согласия родителей. Основными направлениями работы могут быть: развитие у ребенка навыков понимания и регуляции эмоциональных состояний, преодоление последствий психологических травм.
В отдельных случаях могут быть реализованы следующие форматы сопровождения:
- приход ребенка на консультацию к специалисту службы сопровождения в приемный день;
- доверительный звонок от ребенка с последующей встречей со специалистом службы сопровождения (по согласованию с ООиП). Использование данных форматов предоставления услуги оправдано в случае острого конфликта между замещающими родителями и ребенком, но требует от специалиста службы сопровождения специальной подготовки
Психолог

Детско-родительские тренинги


Предоставление услуги требует специальной подготовки специалистов службы сопровождения, владение данной технологией

Вовлечение замещающей семьи в досуговые мероприятия, консультирование замещающей семьи по организации досуга и расширению позитивных социальных связей (по запросу семьи)


Примечание: мероприятие направлено на методическую и практическую помощь замещающим родителям в социальной адаптации детей, развитие кругозора и расширение спектра форм совместного досуга детей и замещающих родителей. Реализуется преимущественно в формате занятий по интересам для детей и замещающих родителей в рамках работы родительского клуба. Служба сопровождения привлекает социального работника, сотрудников сферы услуг и досуга для консультирования замещающей семьи по определению и созданию наиболее приемлемых условий для социализации ребенка и замещающей семьи в целом.
Ключевые критерии эффективности мероприятий:
- увеличение количества замещающих семей, принимающих участие на регулярной основе в мероприятиях, организуемых специалистами службы сопровождения;
- увеличение количества замещающих семей, обращающихся к специалистам службы сопровождения на регулярной основе


Телефонный мониторинг и консультирование
Не реже 1 раза в месяц для условно успешных семей.
В соответствии с ИПС - для семей группы риска

Примечание: специалист службы сопровождения поддерживает контакт с каждой замещающей семьей, находящейся на сопровождении. Замещающие родители имеют возможность задать интересующие вопросы специалисту службы сопровождения по телефону. Специалист службы сопровождения имеет возможность, не тревожа замещающую семью посещением, получать информацию о проблемах и потребностях замещающей семьи, уточнять информацию о развитии ситуации после консультаций. Мероприятие также является подтверждением заинтересованности и вовлеченности специалиста в решение проблем замещающей семьи.
Использование данной формы работы возможно только по согласованию периодичности и целей с замещающими родителями на стадии подписания договора о сопровождении замещающей семьи или в ходе подготовительного этапа. Перед каждым контактом специалист службы сопровождения составляет краткий план разговора, при необходимости анализирует историю предыдущих звонков или иных форм общения с замещающей семьей.
Ключевые критерии эффективности мероприятий:
- отсутствие жалоб замещающих родителей на несвоевременное получение информации о мероприятиях службы;
- отсутствие жалоб замещающих родителей о невозможности связаться со специалистами службы сопровождения с целью консультации


Поддержка и развитие форм неформального общения замещающих родителей. Работа клуба родителей
2 мероприятия в квартал

Примечание: данные мероприятия направлены на решение таких задач, как: профилактика эмоционального выгорания замещающих родителей, получение дополнительной информации о замещающих семьях в ходе общения и наблюдения на встречах, развитие возможностей взаимоподдержки и обмена опытом воспитания детей между замещающими родителями. Во время проведения встреч ведущий инициирует обмен опытом, организует обсуждение наиболее актуальных для замещающих семей тем, побуждает родителей выступать в роли экспертов, обеспечивает эмоциональную поддержку при обсуждении проблемных ситуаций. Важно, чтобы специалисты службы сопровождения, организующие мероприятие, создавали условия для расширения понимания замещающими родителями смыслов и значений их участия в группе, способствовали рефлексии замещающих родителей на тему значимости поддержки внутри сообщества замещающих, принимающих родителей. Данные действия позволят замещающим родителям занимать более активную позицию в сообществе, самостоятельно предлагать новые формы взаимодействия между замещающими семьями, выдвигать инициативы.
Ключевые критерии эффективности мероприятий:
- увеличение количества замещающих родителей, обращающихся за консультацией во время или после встреч в родительском клубе;
- позитивные отзывы участников о мероприятиях, направленных на общение замещающих родителей;
- увеличение количества замещающих семей, принимающих участие на регулярной основе в мероприятиях;
- увеличение кол-ва замещающих семей, общающихся на регулярной основе


Внеплановое посещение замещающих семей по месту жительства


Примечание: оказание консультативной помощи на дому по приглашению замещающих родителей. Согласованное с замещающими родителями посещение замещающих семей с целью диагностики, по просьбе специалистов ООиП

Специалист службы сопровождения может по согласованию с супервизором принять решение о переводе замещающей семьи из этапа активного в этап пассивного сопровождения после процедуры анализа результатов мониторинга эффективности воспитания и развития ребенка (детей) в замещающей семье и анализа взаимодействия за период более 2 лет.
Основаниями для перевода замещающей семьи на данный этап может стать соответствие замещающей семьи следующей совокупности критериев:
- замещающая семья способна эффективно решать проблемы воспитания детей, принятых в семью на воспитание, конструктивно выходить из конфликтных ситуаций, преодолевать кризисы;
- замещающая семья готова самостоятельно обращаться за помощью и формулировать запрос к специалисту службы сопровождения;
- отсутствие (минимизация) признаков эмоционального выгорания у замещающих родителей;
- увеличение степени принятия друг друга замещающими родителями и ребенком (детьми);
- увеличение совместного времяпрепровождения детей и взрослых в замещающей семье;
- уровень развития и воспитания ребенка в замещающей семье соответствует норме;
- ребенок чувствует себя полноправным членом семьи

Этап пассивного сопровождения
Посещение замещающей семьи по месту жительства - не менее 2 раз в год. Телефонный контакт - не реже 1 раза в 2 месяца

Примечание: специалисты службы сопровождения самостоятельно определяют формат взаимодействия с замещающей семьей с целью мониторинга воспитания и развития детей и обеспечения доступности услуг по сопровождению, не нарушая минимальных нормативов



------------------------------------------------------------------