Решение Новосибирского областного суда от 20.02.2015 по делу N 3-38/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 9 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Новосибирской области, утв. постановлением Правительства Новосибирской области от 15.09.2014 N 361-п>
НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 февраля 2015 г. по делу № 3-38/2015
Новосибирский областной суд в составе:
Председательствующего судьи Петруниной И.Н.
при секретаре Б.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Новосибирской области о признании недействующим и противоречащим федеральному закону пункта 9 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Новосибирской области в части, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 15 сентября 2014 года № 361-п,
установил:
прокурор Новосибирской области обратился в суд с заявлением к Губернатору Новосибирской области, Правительству Новосибирской области о признании противоречащим федеральному закону пункта 9 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Новосибирской области в части слов "в двукратном размере", утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 15 сентября 2014 года № 361-п. В обоснование заявленных требований указал, что данная норма противоречит абзацу четвертому пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, в той части, в которой предусматривает возможность установления арендной платы на земельный участок в размере, меньшем, чем предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации (меньшем, чем двукратная ставка земельного налога).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.
Представитель Правительства Новосибирской области и Губернатора Новосибирской области считает заявление не подлежащим удовлетворению, полагая, что оспариваемая норма соответствует требованиям действующего законодательства и оснований для признания ее недействительной не имеется.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд находит заявление Прокурора Новосибирской области не подлежащим удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Отношения по использованию земель в Российской Федерации регулируются земельным законодательством, которое состоит из Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (абзацы первый, второй пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом "ж" статьи 6 Закона Новосибирской области от 14 апреля 2013 года № 108-ОЗ "Об использовании земель на территории Новосибирской области" установление порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Новосибирской области отнесены к полномочиям Правительства Новосибирской области.
Реализуя предоставленные полномочия, Правительством Новосибирской области принято постановление от 15 сентября 2014 года № 361-п "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Новосибирской области".
Данное постановление было опубликовано на официальном сайте Правительства Новосибирской области 17 сентября 2014 года и в газете "Советская Сибирь" № 180 от 26 сентября 2014 года.
В соответствии с пунктом 9 названного Постановления, в случае если по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка для жилищного строительства, за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости, арендная плата за такой земельный участок устанавливается в двукратном размере, если иное не установлено земельным законодательством.
Доводы прокурора о том, что данная норма в части слов "в двойном размере" противоречит абзацу четвертому пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, в той части, в которой предусматривает возможность установления арендной платы на земельный участок в размере меньшем, чем предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации, суд находит необоснованными.
Положениями абзаца четвертого пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации регламентировано, что в случае, если по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства, за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости, арендная плата за такой земельный участок устанавливается в размере не менее двукратной налоговой ставки земельного налога на соответствующий земельный участок, если иное не установлено земельным законодательством.
Диспозиция данной нормы является относительно определенной, поскольку устанавливая в размер арендной платы "не менее двукратной налоговой ставки земельного налога", дает возможность уточнить его в каждом конкретном случае "если иное не предусмотрено земельным законодательством".
В силу пунктов 1 и 3 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Следовательно, оспариваемое постановление Правительства Новосибирской области, в силу прямого указания закона, относиться к земельному законодательству.
С учетом того, что жилищное строительство относится к социально значимым видам деятельности, законодатель предусмотрел в указанном случае повышенную ставку арендной платы.
Таким образом, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определить размер арендной платы в случае нарушения сроков использования земельного участка, предоставленного в аренду.
Пункт 9 оспариваемого постановления в части слов "в двукратном размере" соответствует требованиям действующего законодательства и не противоречит абзацу 4 пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку устанавливает иное правовое регулирование размера арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства, если по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости, определив его в двукратном размере арендной платы.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что, оспариваемое прокурором правовое регулирование установлено в рамках компетенции Правительства Новосибирской области и не противоречит действующему федеральному законодательству.
В силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявление прокурора Новосибирской области оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский областной суд.
Председательствующий по делу
И.Н.ПЕТРУНИНА
Решение вступило в законную силу 27 марта 2015 года.
------------------------------------------------------------------