По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Совета депутатов г. Новосибирска от 31.03.2015 N 1330 "Об отчете о деятельности контрольно-счетной палаты города Новосибирска за 2014 год"



СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

РЕШЕНИЕ
от 31 марта 2015 г. № 1330

ОБ ОТЧЕТЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ
ПАЛАТЫ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА ЗА 2014 ГОД

Заслушав председателя контрольно-счетной палаты города Новосибирска Шилохвостова Г.И. о деятельности контрольно-счетной палаты города Новосибирска за 2014 год, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 2 статьи 34 Положения о контрольно-счетной палате города Новосибирска, принятого решением Совета депутатов города Новосибирска от 26.10.2011 № 455, руководствуясь статьями 35, 43 Устава города Новосибирска, Совет депутатов города Новосибирска решил:
1. Принять к сведению отчет о деятельности контрольно-счетной палаты города Новосибирска за 2014 год (приложение).
2. Отметить высокий профессиональный уровень и активную работу коллектива контрольно-счетной палаты города Новосибирска по осуществлению контроля за исполнением бюджета города Новосибирска, за соблюдением бюджетной дисциплины муниципальными учреждениями и предприятиями.
3. Решение вступает в силу со дня его подписания.
4. Контроль за исполнением решения возложить на постоянную комиссию Совета депутатов города Новосибирска по бюджету и налоговой политике (Черных В.В.).

Председатель Совета депутатов
города Новосибирска
Д.В.АСАНЦЕВ





Приложение
к решению
Совета депутатов
города Новосибирска
от 31.03.2015 № 1330

ОТЧЕТ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ
ПАЛАТЫ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА ЗА 2014 ГОД

Настоящий отчет подготовлен в соответствии со статьей 34 Положения о контрольно-счетной палате города Новосибирска, принятого решением Совета депутатов города Новосибирска от 26.10.2011 № 455, и содержит характеристику результатов проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, основные выводы и предложения по результатам деятельности контрольно-счетной палаты (далее - палата), направленные на устранение выявленных нарушений, совершенствование бюджетного процесса и системы управления муниципальной собственностью. В отчете отражены результаты иной деятельности, направленной на повышение эффективности работы палаты, качества ее взаимодействия с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также задачи на 2015 год.
Отчет о деятельности рассмотрен коллегией палаты и утвержден председателем палаты (протокол от 12 февраля 2015 года).

1. Основные результаты контрольной и
экспертно-аналитической деятельности

Организация работы в 2014 году традиционно строилась на укреплении и развитии основополагающих принципов, являющихся базовыми для эффективного функционирования органа внешнего финансового контроля: законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.
На основании годового плана деятельности палатой осуществлялся предварительный и последующий контроль за формированием и исполнением бюджета города в форме контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
В 2014 году палатой проведено 19 экспертно-аналитических мероприятий и 31 контрольное мероприятие. Все контрольные и экспертно-аналитические мероприятия, предусмотренные Планом деятельности палаты на 2014 год, в отчетном году выполнены.



Количество проведенных в 2014 году контрольных и экспертно-аналитических мероприятий возросло к уровню 2013 года на 11,1%. При увеличении количества контрольных мероприятий на 11,5%, количество объектов, охваченных при проведении контрольных мероприятий, увеличилось с 129 в 2013 году до 154 в 2014 году (на 11,9%).
Основной задачей каждого экспертно-аналитического и контрольного мероприятия было формирование предложений, направленных на повышение эффективности деятельности мэрии города Новосибирска и роста результативности бюджетных расходов.
В 2014 году палата сосредоточила усилия на проверках эффективности использования бюджетных средств в социальной и дорожно-благоустроительной сферах; эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий и учреждений. В центре внимания палаты находились вопросы контроля за имуществом казны города, оценка эффективности использования муниципального имущества, эффективного распоряжения земельными ресурсами.
В соответствии с общим вектором развития внешнего финансового контроля в Российской Федерации значительное внимание уделялось осуществлению контроля за реализацией целевых программ, выработке рекомендаций по укреплению доходной базы бюджета города, аудиту в сфере закупок; осуществлялся ежемесячный мониторинг средств, полученных на реализацию Указов Президента РФ от 07.05.2012 № 596 - 600.
В рамках проводимых мероприятий уделялось внимание внутреннему финансовому контролю, который, как показывают результаты проведенных мероприятий, как и в предыдущие годы, отличается достаточно низкой результативностью и эффективностью.
Основные показатели, характеризующие деятельность палаты, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатель
2012
2013
2014
1. Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность
Проведено контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в том числе:
40
45
50
проведено экспертно-аналитических мероприятий
17
18
19
проведено контрольных мероприятий
23
27
31
Количество объектов, охваченных при проведении контрольных мероприятий (ед.)
106
129
154
Выявлено нарушений в финансово-бюджетной сфере, тыс. рублей, в том числе:
126 631,3
1 096 592,6
946 252,8
- нецелевое использование бюджетных средств, тыс. рублей
566,2
-
-
- неэффективное использование бюджетных средств, тыс. рублей
102 333,7
197 655,0
247 324,0
- неправомерное использование бюджетных средств, тыс. рублей
18 577,2
30 434,3
13 444,8
- потери бюджета от недопоступления доходов, тыс. рублей
3 510,5
91 646,7
28 854,1
Нарушения законодательства о бухгалтерском учете и бюджетной отчетности, тыс. рублей
1 643,7
776 856,6
656 629,9
2. Реализация результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий
Предложено устранить финансовых нарушений
120 380,5
747 224,1
759 701,3
Устранено финансовых нарушений и возмещено средств в бюджет
9 239,2
708 194,9
642 095,5
Количество направленных представлений
10
17
24
Количество направленных информационных писем
18
13
21
3. Информационное присутствие палаты
Количество посещений web-сайта
9 348
11 827
9 459
Проведено заседаний Коллегии палаты
10
9
9
Рассмотрено вопросов на заседаниях Коллегии палаты
41
46
55

В ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий палатой выявлено нарушений в финансово-бюджетной сфере на сумму 946 252,8 тыс. рублей.
Из общей суммы нарушений неэффективное использование бюджетных средств составило 247 324,0 тыс. рублей, или 26,1%, от общего объема финансовых нарушений, неправомерное использование бюджетных средств - 13 444,8 тыс. рублей (1,4%), нарушения законодательства о бюджетном учете и отчетности - 656 629,9 тыс. рублей (69,3%). Вследствие допущенных нарушений и неэффективной деятельности субъектов бюджетного процесса в бюджет города не поступило 28 854,1 тыс. рублей (3,2%).



Всего по результатам проведенных в 2014 году мероприятий палатой предложено устранить нарушения на общую сумму 759 701,3 тыс. рублей, устранено нарушений на сумму 642 095,5 тыс. рублей, возмещено в бюджет города 6 726,0 тыс. рублей.
По материалам, представленным палатой в правоохранительные органы, прокуратурой города внесено 13 представлений, подготовлено 11 постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях.
В отчетном периоде по результатам проведенных палатой мероприятий направлено 24 представления в адрес руководителей проверяемых организаций и органов исполнительной власти города, 21 информационное письмо в органы исполнительной власти города Новосибирска и иные организации.
По результатам контрольных мероприятий к материальной ответственности привлечено 4 должностных лица, к дисциплинарной - 6 должностных лиц.
В соответствии с Положением о контрольно-счетной палате города Новосибирска, принятым решением Совета депутатов города Новосибирска от 26.10.2011 № 455, Регламентом палаты в отчетном году проведено 9 заседаний Коллегии, на которых рассмотрено 55 вопросов - обсуждение результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, стандартов и методических рекомендаций по проведению внешнего финансового контроля, исполнение плана работы палаты и ежегодных отчетов о проделанной работе.
О результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий палата информировала мэра города, Совет депутатов города Новосибирска, доводила их до сведения руководителей предприятий, учреждений. По результатам 20 контрольных мероприятий в 2014 году проведены совещания на уровне заместителей мэра города Новосибирска. На рабочих группах депутатов Совета депутатов города Новосибирска разрабатывались мероприятия по устранению выявленных палатой нарушений и недостатков.
С учетом выбранных приоритетов деятельности в 2014 году основные функции, возложенные на палату нормативными актами и утвержденным плановым заданием, выполнены в полном объеме.

2. Экспертно-аналитическая деятельность

В 2014 году осуществление предварительного и последующего контроля за исполнением бюджета осуществлялось палатой исходя из понимания контроля как функции управления, представляющей собой систему наблюдения и проверки функционирования объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принимаемых управленческих решений, выявления степени их реализации, обнаружения и предупреждения отклонений и неблагоприятных ситуаций.
Заключение палаты на отчет об исполнении бюджета города - это комплексный анализ деятельности исполнительной власти в части выполнения принятых обязательств на основе не только анализа исполнения бюджета, но и результатов проведенных тематических проверок, экспертно-аналитических и контрольных мероприятий.
Внешней проверкой годового отчета об исполнении бюджета города Новосибирска за 2013 год (в том числе бюджетной отчетности всех главных администраторов бюджетных средств (ГАБС) установлено, что в целом показатели годового отчета соответствовали показателям исполнения бюджета. Факты неполноты и недостоверности годового отчета об исполнении бюджета не выявлены.
Как и в предыдущие годы, отмечены отдельные факты несоответствия данных бюджетной отчетности ГАБС данным, полученным в ходе внешней проверки, иные факты, в том числе способные оказать негативное влияние на достоверность отчетности, а также факты несоответствия установленным требованиям по составу и содержанию, непрозрачности, неинформативности бюджетной отчетности ГАБС.
В заключении палаты на отчет об исполнении бюджета города за 2013 год отмечено, что потенциальным резервом увеличения поступлений доходов в бюджет города остается погашение задолженности по уплате налоговых и неналоговых платежей, которая на 1 января 2014 года составила 2 910 688,6 тыс. рублей.
Как следствие, впервые при формировании бюджета на 2015 - 2017 годы расчеты по налоговым доходам бюджета произведены с учетом ожидаемого поступления за счет погашения задолженности по налогам в размере от 6,43% до 30,0%.
В то же время не учтено увеличение размера государственных пошлин за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции - на 66,7%, за выдачу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов, - на 62,5%, за выдачу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, - на 60,0%, в связи с чем занижены плановые назначения на 2015 - 2017 годы в общей сумме 49 923,6 тыс. рублей. Не учтены доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий, ежегодно в объеме 500,0 тыс. рублей.
В качестве потенциальных резервов дополнительных доходов палатой предложено предусмотреть в бюджете на 2015 - 2017 годы поступление доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим городским округам; дебиторской задолженности по доходам от аренды земельных участков и доходам за наем муниципальных жилых помещений; доходов от восстановительной стоимости зеленых насаждений за снос, обрезку и пересадку.
В то же время наряду с увеличением доходной части бюджета палатой предложено внести изменения в расходную часть с целью исключения неэффективных и излишне запланированных расходов в общей сумме 189 578,9 тыс. рублей.
Ежегодно, как при формировании бюджета, так и при его исполнении, палатой выявляются нарушения указаний о порядке применения бюджетной классификации.
Неоднократно палата обращала внимание на недостатки в планировании и расходовании средств резервного фонда, когда расходы на мероприятия, относящиеся к текущей деятельности отраслевых департаментов, не учитываются по соответствующим разделам при составлении бюджета на очередной финансовый год, а относятся к непредвиденным расходам.
В соответствии с бюджетным законодательством составление, а следовательно, и исполнение бюджета основывается в том числе на основных направлениях бюджетной и налоговой политики РФ, определяющих основные подходы к формированию проектов бюджетов, общий порядок разработки основных характеристик и прогнозируемых параметров бюджетов, а также с целью обеспечения прозрачности и открытости бюджетного планирования.
Анализ соответствия показателей бюджета города основным приоритетам бюджетной политики, проводимый палатой при проведении экспертизы проекта бюджета, а также при подготовке заключения на отчет об исполнении бюджета, показал, что выполнение отдельных положений, предусмотренных правительством, обеспечено не в полной мере.
Целевые программы призваны являться одним из важнейших инструментов реализации целей и приоритетных направлений социально-экономического развития города.
Палатой отмечено, что принятые мэрией города меры позволили реализовать начальный этап перехода к формированию бюджета с использованием программного формата. Вместе с тем требуется дальнейшее повышение качества разработки программ, обоснования планируемых объемов ресурсов и отражения количественной оценки факторов риска. Для реализации направлений бюджетной политики необходимо обеспечить четкую взаимосвязь муниципальных программ и муниципальных заданий.
В то же время при формировании бюджета города на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов не в полной мере реализована политика регулирования бюджетного процесса исходя из программно-целевых методов. Структурными подразделениями мэрии не приняты меры по своевременному утверждению целевых программ в установленном порядке. Расходы в общей сумме 6 684 102,1 тыс. рублей, предусмотренные на реализацию программных мероприятий, не вошли в состав целевых программ города, что не способствует развитию программно-целевого метода управления.
В нарушение Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ объемы финансирования ряда программ, предусмотренные проектом бюджета, не соответствуют объемам финансирования, утвержденным соответствующими паспортами программ. Сложившаяся практика несвоевременного внесения изменений в программы не позволяет определить приоритеты, причины и последствия изменения финансирования.
Выявлен ряд недостатков и при экспертизе Отчета об исполнении бюджета города Новосибирска за 2013 год. Палата пришла к выводу, что средства, выделяемые на большинство целевых программ, фактически являются разновидностью дополнительного сметного финансирования текущих функций и зачастую направлены лишь на освоение бюджетных средств.
Недостатком целевых программ является неравномерное выделение бюджетных средств в течение года - так, на выполнение мероприятий ряда программ в IV квартале 2013 года было направлено свыше 80% годовых бюджетных ассигнований. По отдельным программам отсутствует положительная динамика планируемых результатов при одновременном росте финансового обеспечения.
Практика корректировки программы под результат, когда целевые индикаторы и объемы финансирования корректируются под фактически достигнутые, делает систему управления по результатам формальной, скрывает реальную картину о результативности и целесообразности программы. Неоднократное внесение изменений в целевые программы (от 2 до 12 редакций) в течение срока действия программы свидетельствует о недостаточно эффективной системе планирования комплекса программных мероприятий и их финансового обеспечения.
Развитие бюджетного законодательства и законодательства, регулирующего деятельность органов внешнего финансового контроля, потребовало дальнейшего совершенствования форм и методов контроля. Во исполнение Федерального закона от 23.07.2013 № 252-ФЗ палатой впервые проведена экспертиза муниципальной программы "Развитие муниципальной системы образования города Новосибирска" на 2015 - 2017 годы. В заключении отражено, что переход к программному принципу формирования бюджета отрасли реализован не полностью. Палатой предложено для более объективной оценки и решения поставленных задач дополнить программу целевыми индикаторами и мероприятиями, необходимыми для их достижения; при определении значений целевых индикаторов руководствоваться целевыми значениями, предусмотренными "дорожными картами" Новосибирской области.
Кроме того, палатой отмечено необоснованное планирование денежных средств в размере 7 802,5 тыс. рублей, обусловленное несоответствием необходимого объема денежных средств для выполнения практически всех мероприятий программы, указанного в разделе "Перечень мероприятий программы", и расчетными данными, полученными путем умножения количественных показателей на стоимость единицы. С целью реального отражения информации о необходимых ресурсах для реализации программы палатой предложено внести изменения в объемы финансирования.
В целом принятые мэрией города меры позволили реализовать начальный этап перехода к формированию бюджета с использованием программного формата.
При проведении экспертизы Отчета об исполнении бюджета города Новосибирска за 2013 год палатой отмечено, что органами местного самоуправления проведена значительная работа, направленная на выполнение поставленных целей и задач, содержащихся в Указах Президента Российской Федерации, - по всем категориям работников муниципальных учреждений (за исключением показателя по педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений) наблюдается превышение показателей, предусмотренных "дорожными картами".
В 2015 году и в плановом периоде 2016 - 2017 годов мэрией города продолжена работа по реализации мероприятий, определенных Указами Президента РФ, решением о бюджете, на их обеспечение в 2015 году предусмотрено 10 616 106,2 тыс. рублей, в 2016 году - 9 983 802,2 тыс. рублей, в 2017 году - 10 243 269,4 тыс. рублей.
В 2015 - 2017 годах уровень средней заработной платы по всем категориям работников муниципальных учреждений департамента по социальной политике и департамента культуры, спорта и молодежной политики запланирован в соответствии с индикативными значениями, предусмотренными Правительством РФ и Правительством НСО. В то же время практически по всем категориям работников учреждений, подведомственных Главному управлению образования мэрии города, отмечаются отклонения от целевых значений по заработной плате.
По прогнозу палаты, вследствие недостатка финансовых ресурсов бюджета города могут возникнуть затруднения с реализацией в полном объеме принятых программных мероприятий, достижением целевых индикаторов и исполнением Указов Президента РФ, направленных на развитие инфраструктуры дошкольных образовательных учреждений и переселение граждан из ветхого и аварийного жилья.
Кроме того, контроль за реализацией Указов Президента РФ от 07.05.2012 № 596 - 606 в городе Новосибирске осуществлялся методом ежемесячного мониторинга поступивших средств на указанные расходы и достигнутых результатов. По результатам мониторинга палатой отмечено недофинансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств федерального бюджета (процент финансирования - 68,3%); по обеспечению жильем молодых семей за счет средств областного бюджета (91,7%); ведомственной целевой программы "Переселение граждан, проживающих в городе Новосибирске, из жилых домов, признанных до 31.12.2012 аварийными и подлежащими сносу и расположенных на земельных участках, не предоставленных для осуществления строительства" на 2011 - 2015 годы (84,7%). Не освоены денежные средства, поступившие в полном объеме на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (процент освоения - 62,4%), и обеспечение жильем молодых семей (57,1%). По остальным мероприятиям, предусмотренным Указами Президента РФ, финансирование, как и освоение, за счет средств бюджета города Новосибирска и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществлено в полном объеме.
В соответствии с предложениями, изложенными в заключении на годовой отчет об исполнении бюджета города за 2013 год, издан приказ от 18.06.2014 № 03-од "Об утверждении плана мероприятий по устранению замечаний контрольно-счетной палаты города Новосибирска".
Исходя из представленных мэрией города Новосибирска комментариев от 09.12.2014 № 01/12/07191, замечания и предложения палаты, изложенные в экспертном заключении на проект бюджета, учтены при внесении поправок ко второму чтению проекта бюджета.
В целях совершенствования бюджетного процесса по замечаниям палаты приняты постановления мэрии города Новосибирска:
- от 16.10.2014 № 9083 "О Порядке осуществления бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджета города Новосибирска, являющихся органами местного самоуправления и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями";
- от 19.06.2014 № 5141 "О Порядке принятия решений о разработке муниципальных программ города Новосибирска, их формирования и реализации и признании утратившими силу отдельных правовых актов мэрии города Новосибирска";
- от 06.05.2014 № 3777 "Об утверждении Порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в городе Новосибирске".
Несмотря на то, что проведение внешней проверки бюджетной отчетности является одним из ключевых направлений деятельности палаты, в 2014 году проводилась работа по оперативному анализу исполнения и контролю за организацией исполнения бюджета в текущем финансовом году.
Реализуя требования Бюджетного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 252-ФЗ, палатой проведен мониторинг исполнения бюджета города Новосибирска за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2014 года. Данные мониторинга позволили сформировать заключение о динамике и структуре расходования средств бюджета города, поступлений налоговых и неналоговых доходов, с целью своевременной корректировки плановых показателей.
Анализ полноты поступления доходов в бюджет города Новосибирска от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, муниципальных унитарных предприятий города Новосибирска за 2012 - 2013 годы показал, что только 19 предприятий из 30 в 2012 году и 17 из 29 в 2013 году перечисляют в бюджет города часть прибыли, остающейся после уплаты обязательных платежей.
Палата отмечает, что при превалирующем числе прибыльных предприятий над убыточными, объем части прибыли, подлежащей к перечислению в бюджет города за 2012 год составляет 5,6%, за 2013 год лишь 2,5% от размера уставного фонда, без учета стоимости муниципального имущества, закрепляемого за муниципальными унитарными предприятиями.
Поскольку порядком определения размера части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, утвержденным решением Совета депутатов города Новосибирска от 31.10.2007 № 760, не определен порядок расчета суммы части прибыли, подлежащей перечислению в бюджет города с указанием форм бухгалтерской отчетности, отдельными МУПами занижается база для расчета платежа в бюджет города.
В нарушение постановления мэрии города Новосибирска от 08.11.2011 № 10393 перечисления от части прибыли ряд МУП производили по итогам года, а не ежеквартально. В период проведения проверки перечислено в бюджет города - 244,5 тыс. рублей
Отсутствие должного учета и контроля отраслевыми департаментами мэрии города Новосибирска за правильностью исчисления размера части прибыли муниципальных унитарных предприятий и уплатой в бюджет города привело к тому, что суммарная задолженность МУПов перед бюджетом города составила за 2012 год - 1 497,1 тыс. рублей, за 2013 год - 25 148,8 тыс. рублей.
По итогам аналитического мероприятия палатой предложено продолжить работу по реорганизации муниципальных унитарных предприятий города, которые не соответствуют целям их создания - получение прибыли, осуществление деятельности по решению социальных задач, в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам; обеспечение отдельных дотируемых видов деятельности и ведение убыточных производств.

3. Контрольная деятельность

3.1. Контроль за управлением и распоряжением
объектами муниципальной собственности

Как и в прошлые годы, при проведении контрольных мероприятий палатой уделялось внимание полноте поступления доходов от использования муниципальной собственности, в том числе муниципальных земельных ресурсов, поиску возможностей повышения эффективности их использования и росту доходной части бюджета города.
Так, аудитом использования земельных участков, предоставленных в аренду для размещения автомобильных моек, на примере Ленинского и Октябрьского районов города, установлены нарушения арендаторами условий договоров аренды. На земельных участках с разрешенным использованием для размещения автомоек установлены иные нестационарные объекты и, наоборот, на земельных участках, выделенных для завершения строительства индивидуального жилого дома и других объектов, фактически расположены автомойки и прочие объекты, не предусмотренные целями предоставления земельных участков. Установлены множественные факты систематического нарушения своевременности и полноты внесения арендной платы. Общая сумма задолженности арендаторов Ленинского и Октябрьского районов города по состоянию на 1 июля 2014 года составила около двух миллионов рублей.
В период проверки и по ее результатам погашена почти миллионная задолженность арендаторов перед бюджетом города. Пяти арендаторам администрациями Ленинского и Октябрьского районов города направлены досудебные уведомления о необходимости внесения арендной платы, двум арендаторам направлены уведомления об одностороннем отказе мэрии от исполнения договоров аренды в связи с систематическим нарушением сроков внесения арендной платы, освобождении земельных участков и погашении оставшейся задолженности перед бюджетом. В качестве реагирования на нарушения и недостатки в работе, установленные проведенным контрольным мероприятием, департаментом земельных и имущественных отношений мэрии материалы переданы в суд с соответствующими требованиями. По одному объекту вынесено решение суда о сносе самовольной постройки. По всем фактам, указанным в информационном письме палаты, проведены внеплановые проверки и приняты необходимые меры по устранению допущенных нарушений.
На основании материалов контрольных мероприятий палаты прокуратурой города внесены представления об устранении выявленных нарушений земельного законодательства и постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях по фактам нецелевого использования земельных участков и несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства.
Палатой отмечено, что распространенность выявленных нарушений при размещении автомоек объясняется недостаточным контролем за размещением нестационарных объектов со стороны администраций районов города, аналогичный вывод сделан и прокуратурой города в представлениях, внесенных ею главам администраций проверенных районов.
Правовой экспертизой земельного участка, занимаемого муниципальным унитарным предприятием города Новосибирска "Гостиница "Северная", установлено, что на данном участке расположены два объекта: многоквартирный жилой дом и гостиница "Северная" и право муниципальной собственности на долю в общей собственности на земельный участок не зарегистрировано. Отсутствие с 2008 года мероприятий по формированию (разделу) земельного участка, на котором расположена находящаяся в муниципальной собственности гостиница "Северная", и оформлению права собственности на него, привели к тому, что перспектива владения (пользования, распоряжения) данным земельным участком может быть определена только в соответствии с Жилищным кодексом РФ совместно с собственниками помещений в многоквартирном доме. В связи с этим в бюджет города Новосибирска с 2008 года не поступает арендная плата. Также размещение на одном земельном участке двух объектов способствовало существенному увеличению общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме, что в свою очередь повлияло на размер платежей собственников квартир на содержание общего имущества. В целях увеличения доходной части бюджета города, а также в целях закрепления права муниципальной собственности на земельный участок, на котором расположено недвижимое муниципальное имущество, палата настаивает на необходимости проведения мероприятий по разделу указанного земельного участка.
Проверкой соблюдения порядка управления и распоряжения имуществом муниципальной казны города Новосибирска за 2013 год установлен факт длительной непередачи на обслуживание держателю имущества казны или закрепления за муниципальным учреждением объекта (спортивная площадка), включенного в Реестр муниципального имущества. В связи с этим не обеспечен контроль за его сохранностью. По результатам контрольного мероприятия департаментом земельных и имущественных отношений мэрии приняты меры по формированию земельного участка с последующей передачей спортивной площадки в оперативное управление муниципальному автономному учреждению "Стадион".
Выборочным аудитом объектов казны, находящихся на обслуживании у держателя имущества казны - муниципального предприятия "Центр муниципального имущества", установлены факты занятия помещений посторонними лицами, а также самовольное переоборудование помещения. По выявленным фактам отраслевым департаментом и муниципальным предприятием приняты меры к освобождению самовольно занятых помещений и приведению в соответствие технической документации "Ростехинвентаризации".
При проведении правовой экспертизы действующих правовых актов в рамках проверки законности предоставления и отказа от предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства в границах города Новосибирска установлено несоответствие отдельных положений муниципальных правовых актов, как между собой, так и с действующим законодательством Новосибирской области. По итогам контрольного мероприятия в постановления мэрии города Новосибирска внесены изменения, учитывающие замечания и предложения, изложенные палатой.
Проверкой законности и результативности использования средств бюджета города на защиту населения и территории города Новосибирска от чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий установлен ряд фактов, когда выделенные бюджетные ассигнования резервного фонда или их часть оказались невостребованными и при этом распоряжения мэрии, предусматривающие их выделение департаменту энергетики и жилищно-коммунального хозяйства мэрии города в размере более пяти миллионов рублей, не были своевременно отменены, что не позволило использовать средства на иные цели. Также своевременно не было инициировано внесение изменений в распоряжение мэрии о выделении 100 тыс. рублей администрации Октябрьского района для принятия мер по пропуску паводковых вод в 2014 году в связи с отсутствием необходимости в указанных средствах. В управлении по жилищным вопросам мэрии установлено несоблюдение сроков перечисления заявителям денежных средств и сроков предоставления муниципальной услуги. Причиной тому является несвоевременное финансирование департаментом финансов и налоговой политики мэрии и несвоевременное предоставление администрациями районов полного пакета документов, предусмотренных Регламентом.
С учетом указанных фактов палата видит острую необходимость в налаживании четкого взаимодействия структурных подразделений мэрии и администраций районов города, тем более что исполнение обращений граждан в установленные сроки является показателем качества муниципальной услуги.

3.2. Контроль расходов бюджета города на
социальную поддержку населения, образование,
культуру, спорт, молодежную и информационную политику

В отчетном году, как и в прошлые периоды, бюджет города Новосибирска имеет социальную направленность, и в той или иной степени контрольная работа была построена с учетом проблемных зон города в данной сфере. Более половины проведенных в этом направлении проверок - объекты, подведомственные департаменту культуры, спорта и молодежной политики. При проведении контрольных мероприятий палатой особое внимание уделялось расходам, связанным с распоряжением и управлением объектами муниципальной собственности, в том числе муниципальными земельными ресурсами, и поиску возможностей повышения эффективности деятельности, роста доходности учреждений и, как следствие, снижения бюджетной нагрузки.
Проведенным аудитом муниципальной собственности, находящейся в пользовании у учреждений культуры города Новосибирска, установлены факты нарушения Градостроительного кодекса РФ, выявлены объекты, возведенные без правоустанавливающих (разрешительных) документов, и объекты, подлежащие списанию, находящиеся в аварийном состоянии (парки культуры и отдыха).
Как пути повышения эффективности использования муниципальной собственности, обращено внимание органов исполнительной власти на необходимость изменения границ парков, активизацию работы по поиску арендаторов для неиспользуемых помещений. Рекомендовано при принятии на баланс объектов муниципальной собственности учитывать уставные цели и задачи учреждений и не допускать необоснованной передачи объектов во избежание снижения эффективности производимых расходов. По итогам проведенных контрольных мероприятий на уровне мэра города проведено совещание по вопросу развития территории парков города Новосибирска, на котором в целях повышения эффективности использования муниципальной собственности и для устранения выявленных нарушений принят ряд управленческих решений:
- на объекты оформлены правоустанавливающие документы, заключены договоры пожертвования, объекты приняты в муниципальную собственность, начата исковая работа по передаче объектов незавершенного капстроительства в муниципальную собственность или о сносе данных объектов;
- о запрещении строительства каких-либо объектов третьими лицами на территориях парков;
- об изменении границ земельных участков, на которых размещены парки, - формирование единого земельного участка парка "Бугринская роща", увеличение территории парка "Сосновый бор" и сокращение территории парка "У моря Обского" до его активной зоны;
- об объявлении открытого аукциона на предоставление в аренду не используемых парком "У моря Обского" помещений;
- об определении иного, чем парк "У моря Обского" балансодержателя для содержания и сохранения 3 памятников.
В ходе проверки эффективности использования муниципального имущества "Городской дирекцией творческих программ" отмечена нецелесообразность деятельности Культурно-просветительного центра Спириной и необходимость решения вопроса о нежилом помещении по адресу: Орджоникидзе, 11, с позиции повышения эффективности использования муниципального имущества. Департаментом культуры, спорта и молодежной политики принято решение о ликвидации Культурно-просветительного центра и передаче высвободившихся бюджетных средств и объекта муниципальной собственности вновь образующемуся учреждению "Центр прикладной урбанистики". Данное учреждение запланировано к созданию в том числе и в связи с необходимостью решения задач, отмеченных контрольно-счетной палатой, по повышению эффективности деятельности парков.
Проверками обоснованности и правомерности арендных отношений установлены нарушения при осуществлении расчетов с арендаторами. По представлениям контрольно-счетной палаты все установленные нарушения были устранены, а арендаторы уведомлены о недопущении наличия задолженностей по расчетам (парк "У моря Обского" и муниципальный культурный центр "Сибирь-Хоккайдо").
Обращено особое внимание на эффективность распределения и расходования средств бюджета города, направленных на оплату труда работников муниципальных учреждений, в условиях повышения оплаты труда в бюджетной сфере с 1 сентября 2013 года и исполнением постановлений мэрии города Новосибирска от 8 мая 2013 года № 4440 и 27 июня 2013 года № 5932.
В ходе проведенных контрольных мероприятий в учреждениях, подведомственных департаменту культуры, спорта и молодежной политики, были выявлены множественные нарушения действующего законодательства в сфере регулирования трудовых отношений: Трудового кодекса РФ, федеральных законов, постановлений Госкомстата и мэрии города Новосибирска. Еще на стадии проведения контрольных мероприятий замечания палаты были учтены объектами контроля, в целях минимизации бюджетных расходов оптимизирован штат сотрудников и проведена работа по устранению выявленных нарушений по оплате труда. Учреждениями приняты локальные правовые акты, приведены в соответствие с действующим законодательством штатные расписания, тарификационные списки, коллективные договоры, положения о системе оплаты труда и премировании работников. В ряде учреждений приказами созданы комиссии по внутреннему аудиту.
Итоги проведенных проверок по формированию и выполнению муниципальных заданий показали, что на протяжении ряда лет в муниципальных заданиях не меняется плановый показатель объема работ (количество мероприятий) при ежегодном значительном его превышении по фактически проведенным мероприятиям. Ежегодно часть средств, полученных от приносящей доход деятельности, направляется учреждением на проведение мероприятий в рамках муниципального задания. Указанные факты свидетельствуют о формальном, без учета реальных возможностей учреждений, подходе к формированию муниципальных заданий, которые являются главным документом, определяющим объем работ и финансовое обеспечение на конкретный год. Муниципальные задания не содержат показателя качества работ, что затрудняет оценку эффективности деятельности учреждений культуры. Расчеты к сметам расходов на проводимые учреждениями мероприятия не содержат конкретных наименований и направлений расходов, не проводится мониторинг цен на подобные услуги, предлагаемые на рынке города.
В целях устранения выявленных палатой недостатков в работе по формированию муниципальных заданий ДКСиМП мэрии 5 августа 2014 года издан приказ № 74-од о расчетах нормативных затрат на оказание муниципальных услуг и содержание имущества. Подготовлен перечень муниципальных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями культуры города. Формируется проект плановой нагрузки с учетом фактических показателей. Расчеты к сметам составляются с точной конкретизацией параметров, ведется мониторинг цен на оказываемые услуги. Начата активизация рекламы платных услуг в целях их продвижения на рынке и роста собственных доходов.
По-прежнему отмечены недостатки в организации работы по контролю за обоснованностью и правомерностью составления смет на капитальный и текущий ремонты. Так, проверкой эффективности использования средств бюджета, выделенных на модернизацию библиотечной системы города, в части использования денежных средств на текущий и капитальный ремонты библиотек установлены завышения сметной стоимости (нарушения норм и правил при составлении сметной документации). По сумме завышения отделом технического надзора ДКСиМП мэрии в ходе проверки выполнены сметные перерасчеты и представлены гарантийные письма на выполнение дополнительных объемов работ. Работы выполнены и подтверждены актами выполненных работ.
В меньшем количестве, чем в прошлые годы, но отмечаются нарушения в организации бухгалтерского учета и отчетности, в частности, нарушения Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ и Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности, что приводит к искажению бухгалтерской отчетности учреждений. Такое положение свидетельствует о еще недостаточной организации внутреннего контроля в муниципальных учреждениях. В целях устранения установленных палатой нарушений ДКСиМП мэрии приказом от 15.07.2014 № 468-од утверждено положение о внутреннем финансовом контроле и внутреннем финансовом аудите, карта внутреннего финансового контроля, которыми определен перечень должностных лиц, ответственных за проверку документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов, сверки данных. Муниципальными учреждениями приняты меры по устранению и недопущению подобных нарушений в дальнейшей работе.
Итоги проведенных контрольных мероприятий в учреждениях, подведомственных ДКСиМП мэрии, при всех фактах выявленных недостатков в работе, позволяют сделать палате вывод об оперативном реагировании на установленные нарушения и неформальном подходе при их устранении и решении вопросов, связанных с повышением эффективности деятельности отрасли в целом.
Учитывая, что в предыдущие годы палатой был осуществлен контроль и анализ деятельности департамента по социальной политике мэрии с учетом эффективности деятельности подведомственных ему учреждений, целью контрольных мероприятий в отчетном году стал аудит эффективности деятельности муниципального предприятия "Новосибирская аптечная сеть". Его деятельность, даже с учетом передачи полномочий по льготному обеспечению медикаментами учреждениям областного подчинения, остается остросоциально направленной. По итогам проведенного контрольного мероприятия, в целях повышения эффективности деятельности, а, значит, повышения суммы отчислений от прибыли в доходную часть бюджета города и решения ряда социальных вопросов палатой предложено:
- открытие новых торговых объектов, в том числе в районах с высокой проходимостью покупателей (Центральном, Железнодорожном, Заельцовском), а также в районах низкого покрытия (Октябрьском и Первомайском);
- обеспечение конкуренции с аптеками-дискаунтерами за счет продолжения работы по расширению ассортимента лекарственных препаратов и сопутствующих товаров, а также предоставления населению лицензированных медицинских услуг;
- дальнейшее развитие дисконтной системы и аукционных схем снижения цен на наиболее востребованные населением аптечные товары;
- активизация рекламной деятельности, направленной на продвижение бренда муниципальной аптечной сети, в том числе в социальных сетях, объединяющих массовую целевую аудиторию потенциальных покупателей.
Во исполнение задач, поставленных палатой, предприятием разработаны и проведены необходимые мероприятия по их выполнению.
Контрольные мероприятия, проведенные в муниципальном казенном учреждении "Информационное агентство "Новосибирск", подведомственном департаменту по информационной политике мэрии, показали, что при высоком уровне финансовой дисциплины наблюдается недостаточная претензионная работа, что создает условия для недопоступления доходов в бюджет города. Так, проверкой полноты выполнения условий заключенных договоров и контрактов установлены факты неиспользования учреждением своих прав востребовать с поставщиков неустойку за нарушение сроков поставки товаров и выполнения работ, услуг.
В течение отчетного периода было проведено 2 контрольных мероприятия в сфере деятельности Главного управления образования мэрии.
Так, проверка полноты обеспечения учащихся бесплатными учебниками и учебными пособиями в 10 общеобразовательных учреждениях города выявила факты нарушения Федерального закона об образовании и неполного обеспечения учащихся бесплатной учебной литературой в 2013/14 учебном году. Однако уже в 2014/15 учебном году все учащиеся проверенных учреждений образования были обеспечены бесплатными учебниками в полном объеме. Как факт, свидетельствующий о недостаточной организации контроля за эффективным использованием бюджетных средств, палатой отмечено осуществление закупок учебной литературы в объеме, в два раза превышающем фактическую потребность (школа № 105), что привело к хранению материальных ценностей стоимостью более миллиона рублей без их использования длительное время (более года).
По результатам контрольного мероприятия была создана рабочая группа с участием членов коллегии палаты и представителей ГУО мэрии, которой разработаны и внедрены конкретные предложения по усилению контроля за эффективностью производимых расходов бюджетных средств при осуществлении закупок учебной литературы.
Итоги проверки, проведенной совместно с прокуратурой города, по вопросу соблюдения законодательства при использовании в 2013 году средств федерального бюджета на выплату вознаграждения за классное руководство педагогам в рамках приоритетного национального проекта "Образование" показали, что ГУО мэрии до окончания финансовых операций 2013 года не были зачислены на лицевые счета подведомственных учреждений субвенции в размере более миллиона рублей, что не соответствует принципу результативности использования бюджетных средств. А возврат в областной бюджет указанной суммы увеличил кредиторскую задолженность почти на 40%. Результатом контрольного мероприятия стало внесение прокуратурой города представления об устранении нарушений бюджетного законодательства от 24.06.2014 № 2-690в-2014. В качестве реагирования на представление прокуратуры об устранении выявленных палатой нарушений, мэрией города указано руководителям подразделений ГУО мэрии на необходимость эффективного использования и усиления контроля за использованием бюджетных средств (письмо мэрии города № 01/40/04134).

3.3. Контроль расходов бюджета города на транспортную
отрасль и дорожно-благоустроительный комплекс

Приоритетным направлением при проведении контрольных мероприятий в данной отрасли городского хозяйства в отчетном периоде явилось эффективное использование бюджетных средств, выделенных на оказание транспортных услуг, на выполнение работ по содержанию улично-дорожной сети (в том числе приобретение горюче-смазочных материалов и спецтехники для муниципальных учреждений) и на выполнение мероприятий по реализации наказов избирателей. Проведенными мероприятиями охвачены объекты контроля, подведомственные департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии. Результаты проведенных контрольных мероприятий позволили сделать вывод о недостатках в обеспечении результативности бюджетных расходов. Допускались неоднократные нарушения федерального законодательства в сфере размещения заказов и контрактной системы на поставки товаров и услуг для обеспечения муниципальных нужд, нарушения условий аукционной документации, градостроительного, бюджетного и трудового законодательства.
Так, Центром управления городским автоэлектротранспортом без проведения конкурсов для выполнения пассажирских перевозок в 2012 - 2013 годах были привлечены на временной основе перевозчики по 37% маршрутов.
Контрольными мероприятиями по вопросу эффективности использования бюджетных средств при размещении заказов на поставку товаров (ГСМ) для муниципальных нужд Главного управления благоустройства и озеленения мэрии города установлено, что основной причиной неисполнения муниципальных контрактов являлось завышение объемов и цены в аукционной документации (фактические цены поставок ниже договорных). В большинстве случаев в аукционной документации цены на бензин и дизельное топливо выше, чем на заправочных станциях крупных розничных поставщиков (разница до 2 рублей за один литр). Установлены факты, когда участие потенциальных поставщиков моторного топлива было ограничено условиями аукционной документации (например, сеть должна охватывать всю территорию города и иметь не менее 30 станций), что привело к отсутствию конкуренции и возможной экономии от проведения аукционов. Цены оптовых поставок зимнего дизельного топлива в 2013 году превысили розничные цены, в результате чего дополнительные расходы составили более полутора миллионов рублей.
Проведенным аудитом эффективности использования бюджетных средств, выделенных на закупку спецтехники, установлена нехватка бюджетного финансирования на закупку нового подвижного состава. В отрасли сохраняется тревожная тенденция старения и сокращения основных фондов, несмотря на то, что потребность населения в перевозках сохраняется. Решение данной проблемы палата видит в разработке и принятии ведомственной целевой программы для обновления подвижного состава муниципальных транспортных предприятий.
По результатам проведенных проверок по формированию и выполнению муниципальных заданий муниципальными казенными учреждениями города ("Горзеленхоз" и "ДЭУ № 1") палатой отмечены факты, когда в муниципальных заданиях не установлены показатели, характеризующие качество и объем (периодичность) муниципальных услуг (работ), не утвержден порядок определения нормативных затрат и включаются работы, не предусмотренные перечнем работ по благоустройству территории города Новосибирска. Установлены факты завышения объемов работ по выполнению муниципального задания по сравнению с актами выполненных работ. Особенно следует отметить завышение объемов работ по выполнению муниципального задания по декоративному лесопитомнику, который практически не занимается основными видами деятельности (посадка сеянцев, уход за посадочным материалом, обработка почвы и уход за посадками), и деятельность которого нерентабельна. Установлены нарушения Бюджетного кодекса РФ - при отсутствии лимитов бюджетных обязательств проведены аукционы и заключены муниципальные контракты, а также произведено самостоятельное перераспределение бюджетных средств. Кроме того, при отсутствии проектно-сметной документации на строительство и невыполнении работ в полном объеме по монтажу системы автоматического полива цветников и газонов МКУ "Горзеленхоз" подписан акт выполненных работ, что свидетельствует о низком уровне внутреннего контроля, как со стороны отраслевого департамента, так и самого учреждения. Установлены нарушения Трудового кодекса РФ, нормативно-правовых документов мэрии города и приказов отраслевого департамента, приведшие к необоснованному начислению и выплате заработной платы.
В целях устранения выявленных палатой нарушений на уровне заместителя мэра города и начальника департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии проведены совещания, где приняты конкретные решения по устранению выявленных недостатков и нарушений, в частности:
- внесены изменения в Правила благоустройства территории города Новосибирска;
- разработана проектно-сметная документация на строительство системы автоматического полива;
- выполнены и приняты работы в эксплуатацию, а на непостроенный объект подписано соглашение о расторжении муниципального контракта с высвобождением более 900 тыс. рублей бюджетных средств;
- все локальные правовые акты учреждений по начислению и выплате заработной платы приведены в соответствие с действующим законодательством.

3.4. Контроль расходов бюджета
города на жилищно-коммунальное хозяйство,
научно-производственное развитие и предпринимательство

Проведенными контрольными мероприятиями в сфере жилищно-коммунального хозяйства отмечена низкая результативность бюджетных расходов, таких как: неправомерное и неэффективное использование бюджетных средств, расходы без достижения результата. Итоги контрольных мероприятий свидетельствуют о недостаточном качестве внутреннего контроля за использованием бюджетных средств подведомственными учреждениями со стороны департамента энергетики и жилищно-коммунального хозяйства города.
Так, по результатам проверки муниципального унитарного предприятия "Спецавтохозяйство" палатой отмечено, что часть видов деятельности, закрепленных в уставе, потеряли свою актуальность, так как переданы другим муниципальным предприятиям или фактически не осуществляются, что влияет на результат деятельности самого предприятия.
Установлено, что использование отдельных земельных участков и объектов недвижимости, на них расположенных, производится с нарушением Земельного кодекса РФ и договоров аренды, а именно: производственные объекты не соответствуют виду разрешенного пользования и их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Например, земельный участок под полигоном "Гусинобродский" выходит за границы отведенного участка, а основной объем отходов, образующихся на территории города, вывозится именно туда и альтернативы ему нет. В связи с внесенными изменениями в федеральное законодательство палатой предложено для дальнейшей эксплуатации полигона осуществить перевод земельного участка из категории земель населенных пунктов в категорию земель промышленности и земель иного специального назначения, с целью включения эксплуатируемого объекта в государственный реестр объектов размещения отходов. Длительное неурегулирование вопроса со статусом полигона может вызвать проблемы не только с утилизацией отходов в городе, но и не позволит осуществить мероприятия, предусмотренные программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Новосибирска.
В целях устранения выявленных палатой нарушений внесены изменения в Устав предприятия. В соответствии с представлением палаты проведена сверка муниципального имущества, переданного предприятию в оперативное управление с ДЗиИО мэрии, после чего стоимость имущественного комплекса предприятия уменьшилась на 9 миллионов рублей, что позволило снизить затраты предприятия более чем на один миллион рублей. ДЭЖКХ города совместно с ДЗиИО проводят мероприятия по переводу земельного участка под полигоном в соответствующую категорию земель. На совещании у заместителя мэра принят план комплексных мер по выводу предприятия из убыточного состояния.
По результатам проверки муниципального казенного учреждения "Управление технического надзора за ремонтом жилищного фонда" установлено завышение фактического исполнения объема муниципальных услуг, как в количественном, так и в стоимостном выражении, что говорит об отсутствии достоверного пообъектного учета проверенных смет и актов. В рамках выполнения программы "Ремонт и обустройство дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям Новосибирска на 2012 - 2014 годы" необоснованно включены расходы, связанные с "техническим контролем за выполнением работ по ремонту асфальтобетонного покрытия и экспертизой его качества", более чем на 1,5 миллиона рублей. В результате несоблюдения указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ при формировании сметы расходов на содержание учреждения на 2012 год произведено неправомерное расходование бюджетных средств.
Представление палаты об устранении выявленных контрольным мероприятием нарушений исполнено учреждением в полном объеме.
В течение отчетного периода рассмотрены итоги исполнения двух ведомственных целевых программ "Газификация города Новосибирска" на 2011 - 2015 годы и "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Новосибирске" на 2011 - 2013 годы.
Проверка эффективности выполнения газификации города за период 2012 - 2013 годов показала, что программа неоднократно редактировалась, за указанный период проверки шесть раз вносились изменения, как по натуральным показателям, так и в денежном выражении, что свидетельствует о недостаточной проработке мероприятий при составлении первоначального варианта программы. Установлено завышение первоначальной максимальной цены муниципальных контрактов, сметная документация которых прошла государственную вневедомственную экспертизу, более чем на 6 миллионов рублей.
Проверкой проектно-сметной документации и актов выполненных работ по строительству газопровода установлено завышение стоимости выполненных работ более чем на 3 миллиона рублей. В целях устранения выявленных палатой нарушений на данную сумму подрядными организациями представлены гарантийные письма на выполнение дополнительных объемов работ в рамках дальнейшего выполнения программы.
В части соблюдения порядка предоставления субсидий населению на газификацию жилых домов индивидуального жилищного фонда выявлено необоснованное выделение субсидии более миллиона рублей.
Представления палаты, направленные в адрес администраций Дзержинского, Кировского и Ленинского районов города, исполнены в полном объеме.
В рамках контроля за исполнением ведомственной целевой программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Новосибирске" на 2011 - 2013 годы, реализуемой департаментом промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии, проведена оценка эффективности использования муниципальной финансовой поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства. Эффективность реализации программы оценена, как средняя, в ряде случаев бюджетные денежные средства использованы неэффективно (ООО "Диабазовый Тогучинский карьер", ООО "Ладэль", ООО "АртСталь"). Вследствие недостаточной организации работы по контролю за исполнением Порядка оказания финансовой поддержки, установлен факт необоснованного выделения субсидии ООО "Диабазовый Тогучинский карьер".
По итогам проведенных контрольных мероприятий палатой отмечено, что ДПИиП мэрии и ДЭЖКХ города и их подведомственными учреждениями и предприятиями проведена значительная работа по устранению выявленных палатой нарушений. По результатам каждой проверки проведены совещания по рассмотрению представлений, приняты решения по устранению выявленных недостатков и нарушений, а также совершенствованию организации работы учреждений и предприятий. Ведется работа по возмещению в бюджет неправомерно использованных бюджетных средств и штрафных санкций за неисполнение условий договоров и контрактов. В результате чего устранено нарушений на общую сумму более 7,5 миллиона рублей.

3.5. Аудит в сфере закупок

В рамках действия Федерального закона № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" палатой в 2014 году проведены две пилотные проверки. Аудит проводился в рамках контрольных мероприятий по вопросу эффективного использования бюджетных средств муниципальными казенными учреждениями города. Палатой анализировалось планирование, размещение, заключение и исполнение контрактов распорядителей средств местного бюджета и давалась оценка правомерности их закупочных действий. В процессе анализа оценивалась информация о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по заключенным и исполненным контрактам. Проведенными проверками выявлены нарушения законности и отклонения в ходе проведения торгов, а также установлены недостатки на этапе планирования.

4. Информационная и иная деятельность

В отчетном году палата продолжила работу по публичному представлению своей деятельности и ее результатов. Отчеты и информация о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий оперативно направлялась мэру города, в Совет депутатов, отраслевые департаменты. Отчеты по результатам проведенных палатой контрольных и экспертно-аналитических мероприятий рассматривались на заседаниях профильных комиссий с участием представителей структурных подразделений мэрии и руководителей проверяемых организаций. Кроме того, информация о деятельности палаты размещалась на официальном web-сайте палаты. В 2014 году с материалами, размещенными на сайте, ознакомились более 9 тыс. человек. На официальном сайте размещены основные результаты проведенных мероприятий, планы деятельности, ежегодные отчеты о деятельности палаты, информация о наиболее значимых мероприятиях с участием палаты и др.
С целью совершенствования нормативно-правовой базы палата в составе рабочей группы работала над внесением изменений в Положение о контрольно-счетной палате города Новосибирска. Палатой разработан и представлен на рассмотрение проект изменений и дополнений, подготовленный в целях приведения Положения в соответствие с действующим законодательством. Решением Совета депутатов города Новосибирска от 22.10.2014 № 1193 предлагаемые изменения внесены в Положение. Приведен в соответствие с действующим законодательством Регламент палаты.
В отчетном году палатой продолжена работа по реализации в деятельности норм Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ "Об общих принципах организации деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" в части стандартизации деятельности палаты и совершенствования методического обеспечения.
В течение года разработаны Стандарт проведения экспертно-аналитических мероприятий, Методические рекомендации по проведению аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг, актуализированы Методические рекомендации по проведению внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета города на основе данных внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовке экспертного заключения палаты на отчет об исполнении бюджета города за отчетный финансовый год.
В рамках реализации Национального плана противодействия коррупции в палате разработан и выполняется комплекс мероприятий, направленных на ее выявление, предупреждение и пресечение, предусмотренный планом мероприятий противодействию коррупции.
Особое внимание уделяется анализу коррупционных фактов и рисков в бюджетном процессе при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проверке соблюдения лицами, поступающими на муниципальную службу. Кроме того, проводились мероприятия, направленные на ротацию кадров, осуществлялся постоянный контроль за эффективностью служебной деятельности.
В отчетном периоде проводилась целенаправленная работа, направленная на повышение профессиональной компетентности, мотивации муниципальных служащих и обеспечение условий для улучшения результативности их профессиональной служебной деятельности.
Организация работы палаты базируется на постоянном повышении уровня профессиональных знаний сотрудников. В 2014 году 11 сотрудников прошли курсы повышения квалификации: в Финансовом университете при правительстве Российской Федерации (Санкт-Петербургский филиал) по программе "Финансовый контроль деятельности органов муниципальной власти: организация, методика, реализация результатов"; в Государственном научно-исследовательском институте системного анализа Счетной палаты Российской Федерации - филиале в Сибирском федеральном округе по программам: "Государственный (муниципальный) финансовый контроль в субъектах федерации", "Специалист в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и "Ценообразование и сметное дело в строительстве"; в ООО НПФ "Интеллект" по теме "Подготовка годовой отчетности за 2014 год. Изменения в учете государственных (муниципальных) учреждений".
Сотрудники палаты читают лекции на курсах повышения квалификации в Государственном научно-исследовательском институте системного анализа Счетной палаты Российской Федерации - филиале в Сибирском федеральном округе, Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Сибирском институте, межрегиональном центре повышения квалификации.
За значительный личный вклад в организацию и проведение курсов повышения квалификации сотрудники палаты отмечены благодарственными письмами Государственного научно-исследовательского института системного анализа Счетной палаты Российской Федерации - филиала в Сибирском федеральном округе.
За большой вклад в становление и развитие муниципального финансового контроля в РФ сотрудники палаты были награждены Почетными грамотами Союза МКСО, Совета депутатов и мэрии города Новосибирска.
Важным направлением деятельности палаты в 2014 году было развитие межмуниципального сотрудничества.
С 2004 года палата входит в состав Союза муниципальных контрольно-счетных органов (МКСО), осуществляя активное взаимодействие с контрольно-счетными органами других муниципальных образований. Председатель Палаты - член Президиума Союза МКСО и председатель Представительства Союза МКСО в Сибирском федеральном округе.
В рамках поручений и мероприятий, проводимых Союзом МКСО, ведется работа по развитию и формированию единой методической базы муниципальных КСО, анализу эффективности деятельности МКСО, совершенствованию технологии проведения контрольных мероприятий, внедрению современных методов и приемов.
30 сентября 2014 года состоялся семинар-совещание руководителей и сотрудников контрольно-счетных органов, входящих в представительство Сибирского федерального округа по актуальным вопросам и проблемам реализации Федерального закона № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в режиме видеоконференции с использованием программы Skype.
В декабре 2014 года состоялось общее собрание представительства Союза муниципальных контрольно-счетных органов в Сибирском федеральном округе, а также совещание на тему: "Оценка эффективности использования земельных участков и имущества, находящегося в муниципальной собственности".
В течение отчетного периода продолжалась работа по реализации заключенного соглашения об информационном взаимодействии между Управлением Федерального казначейства по Новосибирской области и контрольно-счетной палатой города Новосибирска. Предметом соглашения является обмен информацией при осуществлении контроля за соблюдением требований бюджетного законодательства РФ и Новосибирской области.

5. Основные задачи на 2015 год

В 2015 году палата продолжит работу по совершенствованию методов и форм проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по приведению ее в соответствие международным стандартам.
В деятельности палаты продолжится внедрение новых форм контроля и унификации проведения традиционных контрольных мероприятий. С применением элементов аудита эффективности в 2015 году запланировано проведение 20 контрольных мероприятий.
Приоритетом деятельности палаты на 2015 год остается контроль за использованием бюджетных средств, направляемых на реализацию задач, определенных в ежегодном Послании Президента Федеральному Собранию и Бюджетном послании Президента.
Основными задачами палаты на предстоящий год являются:
активное участие в систематической, объективной оценке рисков, связанных с прогнозированием, планированием и текущим использованием муниципальных ресурсов;
систематизация работы по осуществлению мониторинга и выявлению причин недопоступления доходов в бюджет, включая оценку качества администрирования налоговых и неналоговых доходов бюджета, анализ эффективности системы льгот и преференций;
создание системы непрерывного комплексного анализа и контроля формирования и реализации муниципальных программ, включая оценку сбалансированности их целей, задач, индикаторов, мероприятий и финансовых ресурсов, а также соответствие этих программ долгосрочным целям социально-экономического развития города;
контроль за полнотой поступления доходов в бюджет города от использования муниципального имущества и осуществление муниципального земельного контроля;
анализ и оценка достижения целей осуществления закупок за счет средств бюджета города; оценка законности, целесообразности, обоснованности и своевременности расходов на закупки, анализ результативности контрактов;
укрепление экспертно-аналитического направления деятельности, сосредоточение усилий на работе по профилактике нарушений и совершенствовании бюджетного процесса;
контроль за эффективным использованием бюджетных средств, материальных и человеческих ресурсов, направляемых на реализацию задач по социальной защищенности детей, особенно детей, оставшихся без попечения родителей, и старшего поколения, особенно одиноко проживающих пожилых граждан и инвалидов;
совершенствование системы контроля эффективности бюджетных расходов на организацию управленческих процессов и реализацию функций в структурных подразделениях города.
Достижение намеченных целей неразрывно связано с повышением эффективности деятельности палаты за счет:
- совершенствования научно-методологического, правового, информационно-технологического обеспечения деятельности палаты;
- поддержания и дальнейшего развития кадрового, организационного, материально-технического потенциала палаты;
- совершенствования организационных основ своей деятельности, направленных на эффективное взаимодействие органов местного самоуправления Новосибирска в решении вопросов местного значения;
- продолжения совместной работы с Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации, контрольно-счетной палатой Новосибирской области и Союзом МКСО по совершенствованию нормативной базы внешнего финансового контроля;
- повышения информационной открытости и прозрачности процедур контроля путем освещения всех направлений деятельности Счетной палаты на официальном сайте, размещения подробной информации в СМИ.


------------------------------------------------------------------