По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Новосибирского областного суда от 08.04.2015 по делу N 3-79/2015 <О признании недействующим пункта 6 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков на территории Новосибирской области, государственная собственность на которые не разграничена, утв. постановлением Правительства Новосибирской области от 26.05.2014 N 213-п>



НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 апреля 2015 г. по делу № 3-79/2015

Новосибирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Пилипенко Е.А.
при секретаре Б.
с участием:
представителя заявителя ООО "МИГ-1" Г.,
представителя Правительства Новосибирской области и Губернатора Новосибирской области П.,
прокурора отдела прокуратуры Новосибирской области Еськовой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "МИГ-1" о признании недействующим пункта 6 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков на территории Новосибирской области, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 26.05.2014 № 213-п,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "МИГ-1" обратилось в Новосибирский областной суд с заявлением к Правительству Новосибирской области о признании противоречащим федеральному закону и недействующим с момента принятия пункта 6 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков на территории Новосибирской области, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 26 мая 2014 года № 213-п.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что данная норма противоречит пункту 4 статьи 22, статье 39.7, пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 года № 582, так как без учета принципа экономической обоснованности предусматривает возможность установления арендной платы в двукратном размере по истечении пяти лет с момента предоставления земельного участка для строительства. Принятие данного нормативно-правового акта привело к нарушению законных прав и интересов заявителя, так как повлекло существенное повышение размера арендной платы, уплачиваемой заявителем по договору аренды земельного участка на территории города Новосибирска от 06 августа 2008 г. № 72781р.
Определением судьи Новосибирского областного суда от 20 марта 2015 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Губернатор Новосибирской области (л.д. 28-29).
В судебном заседании представитель заявителя ООО "МИГ-1" Г. заявленные требования поддержал, дополнительно пояснил, что предоставленное федеральным законодательством субъекту Российской Федерации полномочие по определению размера арендной платы абсолютным не является и должно реализовываться в соответствии с общими началами определения арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Представитель Правительства Новосибирской области и Губернатора Новосибирской области П. считает заявление не подлежащим удовлетворению, поскольку оспариваемое постановление Правительства Новосибирской области принято уполномоченном органом в пределах предоставленной ему компетенции и является частью земельного законодательства, а также соответствует основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым заявленные требования удовлетворить, суд находит заявление Общества с ограниченной ответственностью "МИГ-1" подлежащим удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с частью первой статьи 251 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Судебным разбирательством установлено, что постановлением Правительства Новосибирской области от 26 мая 2014 года № 213-п "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков на территории Новосибирской области, государственная собственность на которые не разграничена" утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков на территории Новосибирской области, государственная собственность на которые не разграничена (далее - Положение) (л.д. 22-25).
Постановление опубликовано на официальном сайте Губернатора и Правительства Новосибирской области www.nso.ru от 27 мая 2014 г.; в газете "Советская Сибирь" от 18 июня 2014 г. № 108.
В соответствии с пунктами "в", "г", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Подпунктом 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, федеральный законодатель вопрос об установлении порядка и условий внесения арендной платы за земли, собственность на которые не разграничена, отнес к компетенции органов власти субъектов Российской Федерации, акты которых в силу положений статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации, входят в земельное законодательство.
Пунктом "ж" статьи 6 Закона Новосибирской области от 14 апреля 2013 года № 108-ОЗ "Об использовании земель на территории Новосибирской области" установление порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности области, а также порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отнесено к полномочиям Правительства Новосибирской области.
В соответствии со статьей 18 Закона Новосибирской области от 25 декабря 2006 года № 80-ОЗ "О нормативных правовых актах Новосибирской области" Правительство Новосибирской области по вопросам, решение которых относится к его полномочиям, издает нормативные правовые акты в виде постановлений.
Постановления Правительства Новосибирской области подписываются Губернатором Новосибирской области или лицом, временно исполняющим обязанности Губернатора Новосибирской области, и вступают в силу со дня их подписания, если иное не предусмотрено в постановлении. Постановления Правительства Новосибирской области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после дня их официального опубликования.
Статьей 3 Закона Новосибирской области от 25 декабря 2006 года № 80-ОЗ "О нормативных правовых актах Новосибирской области" постановления Правительства Новосибирской области относятся к законодательству Новосибирской области.
При указанных выше обстоятельствах суд приходит к выводу, что постановление Правительства Новосибирской области от 26 мая 2014 года № 213-п принято уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий и является частью земельного законодательства.
Оспариваемым пунктом 6 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков на территории Новосибирской области, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 26 мая 2014 года № 213-п, предусмотрено, что по истечении пяти лет с даты предоставления в аренду земельного участка для строительства, за исключением жилищного строительства, арендная плата устанавливается в двукратном размере.
Оценивая данную норму на соответствие федеральному законодательству, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К числу таких принципов отнесен принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Суд считает, что, с учетом единства экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 принципы являются общеобязательными для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не установлен федеральным законом, но подлежит установлению полномочным органом государственной власти или органом местного самоуправления, то есть и при определении арендной платы за землю, собственность на которую не разграничена.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11 мая 2004 г. № 209-О в отношении земельного налога, имеющего одинаковую правовую природу с арендной платой, плата за землю определяется не произвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка. Судебные органы, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий, должны выявлять, проводились ли при принятии правового акта анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков (осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков).
Вместе с тем, Правительство Новосибирской области не предоставило доказательств экономической обоснованности установления арендной платы в двукратном размере по истечении пяти лет с момента предоставления земельного участка, свидетельствующих о законности такого повышения. Отсутствуют в деле доказательства и того, что данные обстоятельства были предметом обсуждения на заседании Правительства Новосибирской области при принятии постановления от 26 мая 2014 года № 213-п.
В то время как, само по себе нарушение сроков строительства объектов капитального строительства, не связанного с жилищным, не может рассматриваться как основание для повышения в два раза арендной платы за земельный участок, предоставленный под такое строительство, без учета принципа экономического обоснования, в противном случае такое повышение следует рассматривать как санкцию в случае нарушения сроков строительства, что не предусмотрено земельным законодательством.
Указанные Правительством Новосибирской области причины, которые послужили основанием для принятия нормы об увеличении арендной платы, - стимулирование строительства в целях последующего пополнения консолидированного бюджета субъекта за счет налогов на прибыль организации, налога на имущество и т.д., являются недостаточными и не зависят от доходности собственно земельного участка, а потому не могут заменить принцип экономической обоснованности при определении размера арендной платы органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, пункт 6 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков на территории Новосибирской области, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 26 мая 2014 года № 213-п, не соответствует пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации и Постановлению Правительства Российской Федерации "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", имеющим большую юридическую силу.
Суд считает, что оспариваемый пункт 6 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков на территории Новосибирской области, государственная собственность на которые не разграничена, нарушает права заявителя, поскольку его применение привело к увеличению размера базовой ставки арендной платы без надлежащего экономического обоснования по договору аренды земельного участка на территории г. Новосибирска от 06 августа 2008 года № 72781р, заключенного между мэрией города Новосибирска и ООО "МИГ-1", предметом которого является предоставление во временное владение и пользование земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 54:35:0:0338, расположенного в Калининском и Заельцовском районах города Новосибирска (л.д. 7-11, 18-19).
При этом, суд не может согласиться с доводами заявителя о противоречии оспариваемой нормы положениям пункта 4 статьи 22 и пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку данные нормы законы утратили силу, а суд проверяет оспариваемый нормативный правовой акт на предмет соответствия действующему федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемый пункт 6 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков на территории Новосибирской области, государственная собственность на которые не разграничена, подлежит признанию недействующими с момента его принятия.
Руководствуясь статьями 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление Общества с ограниченной ответственностью "МИГ-1" удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 6 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков на территории Новосибирской области, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 26 мая 2014 года № 213-п.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня изготовления решения суда в окончательной форме, в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский областной суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 13 апреля 2015 года.

Судья
Новосибирского областного суда
Е.А.ПИЛИПЕНКО


------------------------------------------------------------------