По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление избирательной комиссии Новосибирской области от 25.05.2015 N 65/489-5 "О Памятке наблюдателя на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления в Новосибирской области"



ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 2015 г. № 65/489-5

О ПАМЯТКЕ НАБЛЮДАТЕЛЯ НА ВЫБОРАХ В ОРГАНЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНЫ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с пунктом 10 статьи 23 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", частью 11 статьи 5 Закона Новосибирской области "Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Новосибирской области" Избирательная комиссия Новосибирской области постановляет:
1. Одобрить Памятку наблюдателя на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления в Новосибирской области (прилагается).
2. Направить настоящее постановление в территориальные избирательные комиссии Новосибирской области.
3. Территориальным избирательным комиссиям Новосибирской области довести настоящее постановление до сведения соответствующих избирательных комиссий муниципальных образований и участковых избирательных комиссий.

Председатель комиссии
Ю.Ф.ПЕТУХОВ

Секретарь комиссии
С.В.ЛЕБЕДЕВ





Одобрена
постановлением
Избирательной комиссии
Новосибирской области
от 25 мая 2015 года № 65/489-5

ПАМЯТКА
НАБЛЮДАТЕЛЯ НА ВЫБОРАХ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
И ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Настоящая Памятка подготовлена в помощь наблюдателям, организаторам выборов и другим участникам избирательного процесса.
Наблюдатель - гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов (подпункт 42 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Задача наблюдателя состоит в том, чтобы, руководствуясь избирательным законодательством, реализовать свои основные права по осуществлению общественного наблюдения за точным соблюдением законов в ходе голосования и подведения его итогов без нарушения избирательных процедур со стороны организаторов выборов и участников избирательного процесса.
Правовую основу выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления в Новосибирской области составляют:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
3. Федеральный закон "О политических партиях".
4. Закон Новосибирской области "Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Новосибирской области".
5. Закон Новосибирской области "О выборах Губернатора Новосибирской области".
6. Закон Новосибирской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области".
7. Закон Новосибирской области "О выборах глав муниципальных образований в Новосибирской области".
8. Закон Новосибирской области "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Новосибирской области".
Кроме указанных законов, участковая избирательная комиссия использует в своей работе постановления, решения, инструкции, рекомендации вышестоящих избирательных комиссий.

Система избирательных комиссий в Новосибирской области,
обеспечивающих подготовку и проведение выборов в органы
государственной власти и органы местного самоуправления

Подготовку и проведение выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления в Новосибирской области осуществляют:
- Избирательная комиссия Новосибирской области (далее - ИК НСО);
- избирательные комиссии муниципальных образований (далее - ИКМО);
- окружные избирательные комиссии (далее - ОИК);
- территориальные избирательные комиссии (далее - ТИК);
- участковые избирательные комиссии (далее - УИК).

Назначение наблюдателей

Наблюдатель может быть назначен зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательным объединением, зарегистрировавшим список кандидатов:
- на выборах Губернатора Новосибирской области: зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата;
- на выборах депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области: зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата, избирательное объединение, зарегистрировавшее областной список кандидатов;
- на выборах глав муниципальных образований в Новосибирской области: зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата;
- на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Новосибирской области: зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательное объединение, зарегистрировавшее список кандидатов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса.
Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, интересы которых представляет данный наблюдатель. Образец направления в УИК приведен в приложении к настоящей Памятке. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина (пункт 7 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"). Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.
Наблюдатели вправе:
знакомиться со списками избирателей, находящимися в соответствующей избирательной комиссии, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
находиться в помещении участковой избирательной комиссии в дни досрочного голосования;
находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования с момента начала работы УИК и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей;
осуществлять фото- и видеосъемку в помещениях для голосования, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря УИК, с места, определенного председателем УИК;
наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;
присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней;
наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей;
знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей;
наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов;
обращаться к председателю УИК, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
знакомиться с протоколами соответствующей избирательной комиссии, нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и приложенными к ним документами, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов;
носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, направивших наблюдателя в комиссию, изготовленный по форме, установленной избирательной комиссией, организующей выборы;
обжаловать в порядке, установленном федеральными законами, действия (бездействие) избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию, Избирательную комиссию Новосибирской области, Центральную избирательную комиссию РФ или в суд;
присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях.
Наблюдатель не вправе:
выдавать избирателям избирательные бюллетени;
расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательных бюллетеней;
заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательные бюллетени;
предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;
совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
проводить агитацию среди избирателей;
участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.

Период наблюдения

Наблюдение начинается с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, а также в дни проведения досрочного голосования в участковой избирательной комиссии и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией (ИКМО, ОИК, ТИК) протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках.

Деятельность наблюдателя в день голосования

С момента начала работы комиссии наблюдателю должен быть обеспечен доступ в помещение участковой избирательной комиссии, в том числе сформированной на избирательном участке, который образован в воинской части, больнице, санатории, доме отдыха, месте содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.
Наблюдатель вправе прибыть в помещение избирательной комиссии в день голосования до начала времени голосования (до 8.00 часов), предъявив свои документы (направление и паспорт гражданина Российской Федерации или документ, заменяющий паспорт гражданина Российской Федерации).
Не допускается, чтобы в помещении УИК, а также в помещении для голосования одновременно находились два и более наблюдателя от одного зарегистрированного кандидата, одного избирательного объединения, поэтому наблюдатели должны организовать свою работу поочередно.
Председатель комиссии до объявления начала голосования уточняет список членов избирательной комиссии с правом решающего и совещательного голоса, а также лиц, которые в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вправе присутствовать на избирательном участке:
- на выборах Губернатора Новосибирской области: члены вышестоящих избирательных комиссий и работники их аппаратов, зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, представители средств массовой информации, наблюдатели (статья 18 Закона Новосибирской области "О выборах Губернатора Новосибирской области");
- на выборах депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области: члены вышестоящих избирательных комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный на соответствующем одномандатном избирательном округе, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, областной список кандидатов которого зарегистрирован избирательной комиссией Новосибирской области, или кандидат из указанного списка, представители средств массовой информации, наблюдатели (статья 28 Закона Новосибирской области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области");
- на выборах глав муниципальных образований: члены вышестоящих избирательных комиссий и работники их аппаратов, зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, уполномоченный представитель избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, представители средств массовой информации, наблюдатели (статья 25 Закона Новосибирской области "О выборах глав муниципальных образований в Новосибирской области");
- на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований: члены вышестоящих избирательных комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный окружной избирательной комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован избирательной комиссией муниципального образования, или кандидат из указанного списка, представители средств массовой информации, наблюдатели (статья 29 Закона Новосибирской области "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Новосибирской области").
В помещении для голосования должны быть кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей.
Места выдачи избирательных бюллетеней, места для тайного голосования и стационарные ящики для голосования должны одновременно находиться в поле зрения членов УИК и наблюдателей.
В помещении для голосования либо непосредственно перед ним должен располагаться информационный стенд, который содержит необходимую информацию о кандидатах, списках кандидатов, а также об избирательных объединениях, внесенных в избирательный бюллетень. Для сведения избирателей должны быть размещены образцы заполненных избирательных бюллетеней. В помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола об итогах голосования УИК (протоколов УИК № 1, № 2), предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления, переносные и стационарные ящики для голосования.
В радиусе 50 метров от входа в здание, где расположено помещение для голосования, не должно быть агитационных материалов.
Списки избирателей могут быть разделены на книги. Каждая книга должна быть сброшюрована (прошита), что подтверждается печатью УИК и подписью ее председателя на обороте последнего листа книги списка.
Голосование на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления в Новосибирской области проводится с 8 до 20 часов по местному времени.
Наблюдатель может записывать в свой блокнот все цифры и иные данные, сообщаемые комиссией.
В день голосования непосредственно перед наступлением времени голосования председатель УИК открывает помещение участка, проверяя при этом целостность оборудования и сохранность документации.
УИК приступает к работе в правомочном составе до начала времени голосования. Председатель УИК предъявляет к осмотру членам УИК и присутствующим лицам пустые переносные и стационарные ящики для голосования, которые вслед за этим опечатываются печатью УИК (пломбируются).
В 8.00 часов перед началом голосования председатель сообщает об общем числе избирателей, включенных в список избирателей, а также о количестве досрочно проголосовавших избирателей, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с бюллетенями. После этого председатель УИК вскрывает поочередно каждый конверт.
Если число досрочно проголосовавших избирателей составляет более одного процента от числа избирателей, внесенных в список избирателей на избирательном участке (но не менее десяти избирателей), на оборотной стороне бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, непосредственно после извлечения бюллетеней из конвертов проставляется печать УИК.
После вскрытия конвертов и проставления печати УИК (в случае необходимости) председатель участковой избирательной комиссии, соблюдая тайну волеизъявления избирателя, опускает бюллетени в стационарный ящик для голосования либо в техническое средство подсчета голосов (в случае его использования).
После завершения этих действий члены участковой избирательной комиссии приступают к проведению голосования избирателей, прибывших на избирательный участок.

Наблюдение за ходом голосования в помещении для голосования

В ходе голосования наблюдатель следит за порядком выдачи избирательных бюллетеней избирателям, включенным в список избирателей, при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации.
Избирательные бюллетени не должны выдаваться гражданам, не предъявившим паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 16 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" документами, заменяющими паспорт гражданина, являются:
военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);
временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
При получении избирательного бюллетеня (избирательных бюллетеней) избиратель или с его согласия член УИК с правом решающего голоса проставляет в списке избирателей серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, избиратель собственноручно расписывается за получение каждого избирательного бюллетеня, а член комиссии - за выдачу избирательного бюллетеня (избирательных бюллетеней).
Наблюдатель должен знать, что каждый избиратель голосует лично, заполняет избирательный бюллетень (избирательные бюллетени) в кабине или ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо.
Исключение составляют избиратели, которые не могут самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня (избирательных бюллетеней) или заполнить его (их), они вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом УИК, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, доверенным лицом кандидата, доверенным лицом избирательного объединения, наблюдателем.
В случае если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену УИК, выдавшему ему избирательный бюллетень, за выдачей нового избирательного бюллетеня. Член комиссии выдает новый избирательный бюллетень, о чем делает отметку в списке избирателей и расписывается.
Испорченный избирательный бюллетень, на котором член УИК с правом решающего голоса делает необходимую запись и заверяет ее своей подписью, заверяется также подписью секретаря УИК, после чего такой избирательный бюллетень незамедлительно погашается (отрезается левый нижний угол бюллетеня).
Если фамилии избирателя нет в списке, но он предъявил паспорт гражданина Российской Федерации, который свидетельствует, что избиратель проживает на территории данного избирательного участка, то этот избиратель дополнительно включается в список избирателей.
Если наблюдатель нарушает тайну голосования или пытается повлиять на волеизъявление избирателей, тем самым нарушая избирательное законодательство, он по решению УИК отстраняется от наблюдения и удаляется из помещения для голосования (пункт 12 статьи 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"). В этом случае УИК должна принять мотивированное решение в письменной форме. Исполнение решения УИК обеспечивает сотрудник полиции, он же принимает меры по привлечению нарушителя к ответственности в установленном законом порядке.
В течение дня голосования УИК по телефону передает в вышестоящую избирательную комиссию информацию об участии избирателей в выборах, с которой наблюдатель вправе знакомиться.
Наблюдателям следует ознакомиться с обстановкой при входе и выходе из помещения для голосования, убедиться, что не проводится агитация, что зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, а также организации, если их руководителями являются указанные лица, не организовали доставку (подвоз) избирателей для участия в голосовании.
В случае обнаружения нарушений избирательного законодательства наблюдатель должен обратить внимание председателя комиссии на этот факт со ссылкой на закон и потребовать пресечения нарушения.

Наблюдение за голосованием вне помещения для голосования

Только в день голосования избирателю, который не может самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) прибыть в помещение для голосования избирательного участка, где он внесен в список избирателей, по его обращению, поданному в УИК в течение 10 дней до дня голосования и не позднее чем за шесть часов до окончания времени голосования (до 14.00 часов по местному времени в день голосования), обеспечивается голосование вне помещения для голосования.
Обращение избирателем передается лично им по телефону или при содействии других лиц. УИК регистрирует все обращения (устные и письменные) в специальном реестре.
При регистрации устного обращения в реестре указываются время поступления данного обращения, фамилия, имя, отчество избирателя, заявившего о своем желании проголосовать вне помещения для голосования, адрес его места жительства, а также ставится подпись члена избирательной комиссии, принявшего обращение. Если обращение передано при содействии другого лица, в реестре также указываются фамилия, имя, отчество и адрес места жительства этого лица. По прибытии членов УИК к избирателю данное обращение подтверждается письменным заявлением.
В письменном заявлении избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть изложена причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования, а также должны содержаться фамилия, имя и отчество избирателя, адрес его места жительства.
УИК вправе признать неуважительной причину, по которой избиратель не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования, и на этом основании отказать избирателю в проведении голосования вне помещения для голосования. О таком решении комиссия немедленно извещает избирателя.
Для проведения голосования вне помещения выезжают (выходят) не менее двух членов комиссии с правом решающего голоса. Голосование вне помещения для голосования может быть проведено одним членом УИК с правом решающего голоса при условии, что при этом присутствуют не менее двух лиц из числа членов УИК с правом совещательного голоса, наблюдателей, назначенных разными кандидатами, избирательными объединениями.
При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать члены УИК с правом совещательного голоса, наблюдатели. УИК должна обеспечить равные с проводящими голосование вне помещения для голосования членами УИК с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум лицам из числа членов УИК с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатами, избирательными объединениями.
Председатель комиссии обязан не позднее чем за 30 минут до выезда (выхода) с переносным ящиком для голосования сделать объявление о проведении голосования вне помещения для голосования.
При выезде для проведения голосования избирателей вне помещения для голосования члены УИК с правом решающего голоса получают:
опечатанный переносной ящик для голосования;
необходимое число избирательных бюллетеней, выданных им под роспись, в количестве, которое не может превышать количество заявок в выписке из реестра более чем на 5%, но не менее двух (на случай выдачи нового избирательного бюллетеня взамен испорченного);
заверенную выписку из реестра, содержащую данные об избирателях и поступивших обращениях о голосовании вне помещения для голосования;
поступившие заявления избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования;
письменные принадлежности (за исключением карандашей).
Количество переносных ящиков для голосования вне помещения для голосования определяется решением вышестоящей избирательной комиссии (ИКМО, ОИК, ТИК).
На письменном заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования избиратель проставляет серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и подписью удостоверяет получение избирательного бюллетеня.
Члены комиссии с правом решающего голоса также ставят свои подписи на заявлении, удостоверяя факт выдачи избирательного бюллетеня. Кроме того, в заявлении делаются отметки о получении нового избирательного бюллетеня взамен испорченного, если это имело место.
Наблюдатель должен удостовериться, что избирательный бюллетень выдается вне помещения для голосования только тем избирателям, заявления которых были зарегистрированы в реестре и содержатся в выписке из реестра, выданной членам УИК с правом решающего голоса для проведения голосования.
Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав либо искажения волеизъявления избирателя.
При возвращении на избирательный участок наблюдатель вправе убедиться, что выезжающие с переносным ящиком для голосования члены комиссии составили акт о количестве заявлений избирателей, проголосовавших вне помещения для голосования, числе выданных, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней с указанием сведений о присутствующих при проведении голосования вне помещения для голосования лицах.
Переносные ящики для голосования должны постоянно находиться в поле зрения наблюдателей в помещении для голосования.

Проверка готовности к подсчету голосов избирателей

Перед подсчетом голосов председатель УИК должен проверить наличие составленных в день голосования документов и готовых для заполнения бланков документов, перечень которых имеется в комиссии (реестр учета жалоб и обращений на нарушения избирательного законодательства, акт о передаче из вышестоящей избирательной комиссии избирательных бюллетеней, список избирателей, ведомость выдачи избирательных бюллетеней для голосования вне помещения для голосования и др.).
Убедившись в том, что все готово к подсчету, председатель УИК, после того как проголосовали все избиратели, находившиеся в помещении для голосования, объявляет о завершении времени голосования.

Порядок подсчета голосов избирателей

По окончании голосования начинается этап подсчета голосов. Этот этап происходит без перерыва до тех пор, пока не будет подписан протокол УИК об итогах голосования и выданы заверенные копии протокола наблюдателям и иным лицам, имеющим право на их получение.
Порядок подсчета голосов избирателей подробно описан в статье 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и аналогичных статьях соответствующих законов Новосибирской области.
Главное правило всех действий после закрытия участка: "Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса". То есть все действия должны производиться на глазах у наблюдателей и после каждого этапа результаты подсчета должны вноситься в увеличенную форму протокола, которая должна находиться недалеко от места, где производят подсчет. Такое требование установлено для того, чтобы все исправления, которые комиссия делает в процессе подсчета, делались на виду у наблюдателей.
Очень важно, чтобы этапы подсчета следовали друг за другом в том порядке, в котором они описаны в законе. Сначала должно производиться погашение избирательных бюллетеней, после этого работа со списком избирателей, затем - извлечение избирательных бюллетеней из ящиков для голосования и подсчет голосов. Нарушение такой последовательности (например, одновременное погашение избирательных бюллетеней и работа со списком избирателей) не допускается избирательным законодательством.
Члены УИК с правом решающего голоса подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени. С погашенными избирательными бюллетенями вправе визуально ознакомиться члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса и присутствующие лица под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Уточняется, оглашается и вносится в протокол об итогах голосования и его увеличенную форму число избирательных бюллетеней, полученных УИК.
Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей члены УИК с правом решающего голоса проводят работу со списком избирателей, вносят в каждую страницу списка суммарные данные по этой странице.
Определив итоговые данные по списку избирателей, огласив их и внеся в соответствующие строки протокола об итогах голосования и его увеличенную форму, члены УИК с правом решающего голоса знакомят со списком избирателей присутствующих лиц, а члены УИК с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.
После этого список избирателей помещается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место.
Затем производится непосредственный подсчет голосов членами УИК с правом решающего голоса, за которыми ведут наблюдение лица, имеющие право присутствовать в помещении для голосования.

Непосредственный подсчет голосов избирателей

Непосредственный подсчет голосов - это подсчет по избирательным бюллетеням, которые извлечены из ящиков для голосования. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов избирателей, должен быть обеспечен полный обзор действий членов УИК с правом решающего голоса. На этапе непосредственного подсчета нужно следить в основном за тем, чтобы сам подсчет производился правильно.
Сначала избирательные бюллетени извлекаются из переносных ящиков для голосования и кладутся на стол. Перед вскрытием каждого переносного ящика председатель комиссии должен объявить число избирателей, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования, а также должен дать возможность наблюдателям убедиться в том, что ящик и пломбы на нем не повреждены. Если количество избирательных бюллетеней, извлеченных из переносного ящика для голосования, превышает объявленное количество заявлений, то все избирательные бюллетени, изъятые из этого ящика, решением УИК признаются недействительными, о чем составляется акт.
Суммарное количество извлеченных из переносных ящиков для голосования избирательных бюллетеней установленной формы заносится в протокол об итогах голосования и его увеличенную форму.
Следует обратить внимание на то, что на этом этапе подсчитывается лишь количество извлеченных из переносных ящиков избирательных бюллетеней, а не голоса, поданные за кандидатов.
Затем извлекаются избирательные бюллетени из стационарных ящиков для голосования. Они добавляются к нерассортированным избирательным бюллетеням, извлеченным из переносных ящиков для голосования. Перед вскрытием каждого ящика председатель комиссии должен дать наблюдателям возможность убедиться в том, что ящик и пломбы на нем не повреждены.
Члены УИК с правом решающего голоса сортируют, раскладывая в отдельные пачки, избирательные бюллетени по голосам, поданным за каждого из зарегистрированных кандидатов, за каждый список кандидатов, одновременно отделяя избирательные бюллетени неустановленной формы и недействительные избирательные бюллетени.
Закон требует, чтобы при сортировке избирательных бюллетеней члены УИК с правом решающего голоса оглашали содержащиеся в каждом из них отметки избирателя и представляли избирательные бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней не допускается.
Отдельную пачку должны составлять недействительные избирательные бюллетени - это бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, наименований избирательных объединений, или в которых число отметок в указанных квадратах превышает число отметок, установленных законом (как правило, более чем в одном квадрате). В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя избирательный бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки члены УИК с правом решающего голоса решают вопрос о действительности всех вызвавших сомнение избирательных бюллетеней путем голосования, при этом на оборотной стороне избирательного бюллетеня указываются причины признания его действительным или недействительным. Эта запись подтверждается подписями не менее двух членов УИК с правом решающего голоса и заверяется печатью данной комиссии. Избирательный бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке бюллетеней.
После сортировки по пачкам количество избирательных бюллетеней в каждой пачке подсчитывается членами УИК с правом решающего голоса отдельно по голосам избирателей, поданным за каждого кандидата, список кандидатов. При этом избирательные бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете голосов избирателей, могли видеть отметку избирателя в каждом избирательном бюллетене. Одновременный подсчет избирательных бюллетеней из разных пачек не допускается.
Полученные данные оглашаются и заносятся в протокол об итогах голосования и его увеличенную форму.
После ознакомления членов УИК с правом совещательного голоса и наблюдателей с рассортированными избирательными бюллетенями проводится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол УИК (протоколы УИК № 1, № 2) об итогах голосования. Если контрольные соотношения не выполняются, УИК принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете избирательных бюллетеней.
Если все контрольные соотношения выполнены, производится упаковка избирательных бюллетеней в отдельные пачки (по кандидатам, спискам кандидатов, за которых поданы голоса в соответствующих избирательных бюллетенях; недействительные и погашенные избирательные бюллетени). Остальные документы комиссии (в том числе список избирателей, увеличенная форма протокола) упаковываются в коробки или мешки. По завершении упаковки документов наблюдатель вправе поставить свою подпись на упаковках.

Окончательное оформление протокола об итогах
голосования, выдача заверенных копий протокола

После проведения всех необходимых действий и подсчетов УИК в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы и заявления о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписывается протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования (протоколы УИК № 1, № 2).
Протокол УИК (протоколы УИК № 1, № 2) об итогах голосования составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами УИК с правом решающего голоса, в них проставляются дата и время (час с минутами) их подписания.
Протокол должен быть заполнен ручкой, без сокращений и внесения в него каких-либо изменений.
По требованию члена УИК, а также лиц, имеющих право присутствовать в помещении для голосования (в том числе наблюдателей), УИК немедленно после подписания протокола УИК (протоколов УИК № 1, № 2) об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать указанным лицам заверенные копии протокола (протоколов) об итогах голосования. Факт выдачи копии отмечается в реестре выдачи. Лицо, получившее заверенную копию протокола (протоколов) об итогах голосования, расписывается в реестре.
Первый экземпляр протокола УИК (протоколов УИК № 1, № 2) об итогах голосования, прилагаемые жалобы и решения по ним, а также некоторые акты и реестры незамедлительно направляются в вышестоящую избирательную комиссию.

Особенности работы участковой избирательной
комиссии с использованием КОИБ-2010

На некоторых избирательных участках на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления в Новосибирской используются комплексы обработки избирательных бюллетеней 2010 (далее - КОИБ-2010). В связи с этим следует отметить некоторые особенности работы участковых избирательных комиссий с использованием КОИБ-2010.
Работа на избирательном участке, на котором будут применяться КОИБ-2010, начинается в день голосования не позднее чем за час до начала времени голосования для проведения тестирования КОИБ-2010.
При подготовке КОИБ-2010 к проведению голосования в день голосования до его начала вправе присутствовать и наблюдать за процессом подготовки КОИБ-2010 члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован, или кандидат из указанного списка, представители средств массовой информации и наблюдатели. Председатель участковой комиссии в обязательном порядке оповещает всех присутствующих о порядке проведения тестирования, его начале и результатах.
Непосредственно перед наступлением времени голосования председатель УИК предъявляет к осмотру членам УИК и присутствующим лицам пустые накопители бюллетеней; информационные табло всех сканирующих устройств с отображением "Принято 0"; пустые переносные ящики для голосования и резервный стационарный ящик для голосования, которые опечатываются, включая прорезь резервного стационарного ящика, и находятся в помещении для голосования. Операторы КОИБ-2010 (члены УИК с правом решающего голоса, которые предварительно прошли курс обучения правилам эксплуатации КОИБ-2010) устанавливают сканирующие устройства на накопители, опечатывают соединения сканирующих устройств с накопителями для избирательных бюллетеней.
В помещении для голосования рядом с местом установки КОИБ-2010 должны быть размещены плакаты с правилами голосования с использованием КОИБ-2010.
В 8.00 часов перед началом голосования председатель сообщает об общем числе избирателей, включенных в список избирателей, а также о количестве досрочно проголосовавших избирателей, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с бюллетенями. После этого председатель участковой комиссии вскрывает поочередно каждый конверт.
Если число досрочно проголосовавших избирателей составляет более одного процента от числа избирателей, внесенных в список избирателей на избирательном участке (но не менее десяти избирателей), на оборотной стороне бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, непосредственно после извлечения бюллетеней из конвертов проставляется печать участковой комиссии.
После вскрытия конвертов и проставления печати УИК (в случае необходимости) председатель участковой комиссии, соблюдая тайну волеизъявления избирателя, опускает бюллетени в техническое средство подсчета голосов КОИБ-2010.
В течение дня голосования работа УИК избирательного участка, на котором применяется КОИБ-2010, должна быть построена аналогично работе на избирательном участке без применения КОИБ-2010. По просьбе избирателя операторы КОИБ-2010 консультируют его только по порядку ввода бюллетеней в сканирующее устройство КОИБ-2010 и следят за правильностью ввода бюллетеней избирателями.
Если КОИБ-2010 по каким-либо причинам (кратковременное или продолжительное отключение электропитания, отказ сканирующего устройства и т.д.) выходит из строя, на избирательном участке используется находящийся в помещении для голосования резервный стационарный ящик для голосования. Для этого вскрывается прорезь ранее опечатанного стационарного ящика для ручного голосования и избирателям предлагают опускать избирательные бюллетени в стационарный ящик.
После окончания времени голосования члены УИК с правом решающего голоса избирательного участка, на котором применяется КОИБ-2010, последовательно приступают к следующим действиям с соответствующим занесением данных в увеличенную форму протокола об итогах голосования:
погашению неиспользованных избирательных бюллетеней;
работе со списком избирателей;
подсчету избирательных бюллетеней в переносных ящиках для голосования и вводу бюллетеней в КОИБ-2010;
вводу в КОИБ-2010 данных строк протокола, которые не могут быть посчитаны автоматически;
проведению итогового заседания УИК;
подписанию протокола УИК (протоколов УИК № 1, № 2) об итогах голосования.
При погашении неиспользованных избирательных бюллетеней члены УИК с правом решающего голоса подсчитывают и погашают в том числе избирательные бюллетени, использованные для тестирования и тренировки КОИБ-2010.
Если в течение дня использовался резервный стационарный ящик для ручного голосования, то после окончания работы со списком избирателей председатель УИК должен дать возможность наблюдателям убедиться в неповрежденности печатей (пломб) резервного стационарного ящика для ручного голосования и затем все содержащиеся в нем избирательные бюллетени опустить в сканирующее устройство КОИБ-2010 таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования.
После перевода КОИБ-2010 в режим "Переносной", проверки неповрежденности печатей (пломб) на переносных ящиках члены УИК с правом решающего голоса поочередно вскрывают переносные ящики для голосования, пересчитывают (не нарушая тайны голосования), оглашают количество избирательных бюллетеней и передают их председателю УИК для ввода в сканирующее устройство КОИБ-2010.
Число извлеченных избирательных бюллетеней установленной формы вносится в соответствующую строку увеличенной формы протокола УИК (протоколов УИК № 1, № 2) об итогах голосования.
Если число обнаруженных в переносном ящике для голосования избирательных бюллетеней соответствует количеству заявлений избирателей, содержащих отметку о получении избирательного бюллетеня, то все избирательные бюллетени установленной формы вводятся в сканирующее устройство КОИБ-2010. Если число обнаруженных в переносном ящике для голосования избирательных бюллетеней установленной формы больше количества заявлений избирателей, содержащих отметку о получении избирательного бюллетеня (избирательных бюллетеней) для голосования, все бюллетени для голосования, находившиеся в данном переносном ящике, решением УИК признаются недействительными, о чем составляется соответствующий акт, а на избирательных бюллетенях делается соответствующая отметка, которая подтверждается подписями двух членов УИК с правом решающего голоса и заверяется печатью УИК. Затем председатель УИК опускает все избирательные бюллетени установленной формы, извлеченные из переносного ящика для голосования, в КОИБ-2010.
После завершения работы с переносными ящиками для голосования операторы переводят КОИБ-2010 в режим "Подведение итогов" и распечатывают результаты голосования на избирательном участке, председатель УИК оглашает результаты голосования, секретарь УИК заносит данные, содержащиеся в распечатке результатов голосования, в соответствующие строки увеличенной формы протокола об итогах голосования.
Для составления протокола об итогах голосования операторы КОИБ-2010 подключают цифровую клавиатуру и получают у председателя УИК данные строк протокола, которые не могут быть подсчитаны КОИБ-2010 автоматически. После ввода данных на информационном табло КОИБ-2010 выводится информация о совпадении либо несовпадении контрольных соотношений.
При выполнении контрольных соотношений оператор КОИБ-2010 распечатывает протокол УИК об итогах голосования в двух экземплярах для подписания.
После проведения всех необходимых действий и подсчетов УИК в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписывается протокол УИК об итогах голосования. Перед подписанием протокола об итогах голосования сведения о количестве поступивших в УИК в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу, вносятся в каждый экземпляр протокола вручную.
Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами УИК с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Подписанный протокол заверяется печатью УИК. Не допускается заполнение протокола карандашом и внесение в него каких-либо изменений.
После подписания протокола УИК (протоколов УИК № 1, № 2) об итогах голосования председатель УИК разрешает оператору КОИБ-2010 приступить к распечатке копий протокола.
Оформление копий протокола УИК (протоколов УИК № 1, № 2) об итогах голосования и их выдача осуществляются так же, как и при проведении голосования без применения КОИБ-2010.
После подписания протокола (протоколов) об итогах голосования и выдачи копий протокола (протоколов) члены УИК с правом решающего голоса извлекают избирательные бюллетени из накопителя для избирательных бюллетеней КОИБ-2010 и упаковывают их в мешки или коробки без сортировки. Остальные документы комиссии (в том числе избирательные бюллетени, список избирателей, увеличенная форма протокола) также упаковываются. Мешки или коробки опечатываются, на указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены УИК, наблюдатели, а также иные лица, присутствовавшие при подсчете голосов избирателей на данном избирательном участке.
Первый экземпляр протокола УИК (протоколов УИК № 1, № 2) об итогах голосования с приложенными к нему документами и ключевым носителем информации доставляется в вышестоящую избирательную комиссию председателем или секретарем УИК либо иным членом УИК с правом решающего голоса по поручению председателя комиссии.





Приложение
к Памятке наблюдателя на выборах
в органы государственной власти
и органы местного самоуправления
в Новосибирской области

В участковую избирательную комиссию
избирательного участка № _______________
от _____________________________________
(фамилия, имя, отчество
зарегистрированного
кандидата либо наименование
избирательного объединения)

НАПРАВЛЕНИЕ

В соответствии с частью _____ статьи _____ Закона Новосибирской области
___________________________________________________________________________
(наименование соответствующего Закона Новосибирской области)
__________________________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество наблюдателя)
проживающий(ая) по адресу: ________________________________________________
(адрес места жительства наблюдателя)
___________________________________________________________________________
направляется наблюдателем в участковую избирательную комиссию
избирательного участка № _________ от _____________________________________
(фамилия, имя, отчество
зарегистрированного кандидата,
либо наименование избирательного
объединения, выдвинувшего
зарегистрированного кандидата,
либо наименование избирательного
объединения, зарегистрировавшего
список кандидатов)
Ограничений, предусмотренных частью _____ статьи ______ Закона
Новосибирской области _____________________________________________________
(наименование соответствующего Закона
Новосибирской области)
в отношении указанного наблюдателя не имеется. Лицо, назначаемое
наблюдателем, не является выборным должностным лицом, депутатом, высшим
должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего
исполнительного органа государственной власти субъекта Российской
Федерации), главой местной администрации, лицом, находящимся в их
непосредственном подчинении, судьей, прокурором, членом избирательной
комиссии с правом решающего голоса.

"____"________________ 20_____ года

___________________ _____________________________________
(подпись) (инициалы, фамилия)

Место печати

Примечание:
1. Печать проставляется на направлении от избирательного объединения, выдвинувшего зарегистрированного кандидата, либо от избирательного объединения, зарегистрировавшего список кандидатов. В случае направления наблюдателя кандидатом или его доверенным лицом проставление печати не требуется.
2. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации.


------------------------------------------------------------------